Огненные птицы княгини Ольги

По поводу этой легенды существуют различные мнения:

1 Вымысел летописца — поддерживается большинством историков.
2 Эпизод имел место быть — мало голосов в поддержку.
3 Инцидент был переосмыслен летописцем. Варианты самые разные.

Повесть Временных Лет рассказывает:

    В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, — идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

ВЫМЫСЕЛ
Собственно говоря, тут особо обсуждать нечего. Не было и не было.
    Единственное, что не совсем понятно… Легенды о сожжении городов при помощи птиц встречаются в истории неоднократно. Но почему расхожесть истории служит аргументом в пользу того, что это вымысел? Мне такая логика непонятна.
    Все равно, что проводить голосование ЗА двух кандидатов, а потом объявлять победителем того за кого подали меньше голосов. Понятно, что голосование — это не обязательно приближение к истине, но и утверждать, что большинство ВСЕГДА ошибается — безосновательно.

Чистая ПРАВДА
Вероятность реального применения птиц не равна нулю. В конце концов «шаловливые» дети привязывали (ладно, напишем в прошлом времени) к хвостам отловленных кошек и собак консервные банки. Известны подобные «игры» и с птицами.
    Выпущенная (и жутко перепуганная) птица летит вперед, а не назад. Если ее выпустили в направлении города, а сзади пылают костры, орут и смеются разные двуногие — то приблизительно вперед птица и полетит.
    Далее. Дополнительно нагруженная птица долго летать не может (и взлетела то с испугу), да голуби и воробьи — это не орлы «долгопарящие». Очень быстро она должна сесть. Пусть не в родные гнезда и стрехи, а на первую попавшуюся крышу. Этого вполне достаточно.
    Остается только преклониться над хитроумностью плана, вопрос только в том, а к чему такие сложности…

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ,
различные версии…

    Например, экзотическая версия о применении ракетного оружия. Статья в свое время была опубликована в ТМ (Огненосные птицы Ольги), да и в рунете ее можно найти.

    Идея сама по себе интересная и неординарная, но вот только «доказательства» на плачевном уровне..

«Вспомним хотя бы Архимеда. В 215—212 годах до н. э. римский флот осаждает Сиракузы, его родной город. Для защиты города Архимед применил ранее неизвестное орудие, полностью уничтожившее римский флот… Полибий и Плутарх прямо указывают: римский флот был сожжен, — то остается предположить, что Архимед использовал ракетные установки с зажигательными снарядами.»
    Действительно, эпизод с сожжением Архимедом римского флота всегда вызывал повышенный интерес историков всего мира. Дело в том, что было «прямо указано», что Архимед сжег флот при помощи солнечных зайчиков. Естественно, что эпизод вызвал полемику. Но техническая осуществимость применения солнечных зайчиков была доказана. Мне известно про два эксперимента:
    В одном был использован масштабный макет, состоявший из зеркал на раме и масштабной модели римской триремы. Подожгли успешно.
    Во втором случае натурный эксперимент проводился в Сиракузах. Расставили солдат в гавани под сицилийским солнышком. Дали им по листу полированной бронзы и начали играть в солнечных зайчиков. Цель в море благополучно загорелась.
    Так что все это интересно, но приплетать имя Архимеда как «ракетный аргумент» не стоит…
Далее..

«История китайской династии Тхань (Тан-шу) упоминает некое оружие, называемое Огонь, которое было использовано китайцами в 645 году при осаде Ляодуна. От его действия в городе погибло около 10 тысяч человек.»
    Жуткое оружие называлось «факелы горящие».
«При осаде Константинополя в 673 году архитектор Каллиник из Гелиополиса применял «греческий огонь».»
    И причем тут ракеты, или огнемет = ракета ?
«В 717 году … спафарий Лев .. приказал своим тридцати спутникам: «Когда мы будем входить, захватите ворота, и пусть входят все». Как только это произошло, Спафарий приказал метать огонь в крепость. Начался большой пожар, и семьи стали выходить…»
    Н-да, жуткое оружие я уже поминал. Помнится, до осады Искоростеня Ольга сожгла древлянских послов в бане — вероятно применила ракеты класса «терем-баня». Но мнится мне, что было все гораздо проще, какой-нибудь Асмунд деловито бросил: «Мстиша, поджигай!»

    И все в подобном «доказательном» духе. Так что вернемся-ка мы к нашим птичкам…

Язык Поэзии (Эдда Снорри):

    Тогда Эгир сказал: «Сколько способов выражения знаете вы в поэзии? И что входит в поэтическое искусство?». Тогда молвил Браги: «Две стороны составляют всякое поэтическое искусство». Эгир спрашивает: «Какие?». Браги отвечает: «Язык и размер». «Какого рода язык пригоден для поэзии?». — «Поэтический язык создается трояким путем». — «Как?». — «Всякую вещь можно назвать своим именем. Второй вид поэтического выражения — это то, что зовется заменой имен.
А третий вид называется кеннингом. … Мы называем их описательными обозначениями.

    Теперь следует сказать молодым скальдам, пожелавшим изучить язык поэзии и оснастить свою речь старинными именами или пожелавшим научиться толковать темные стихи: пусть вникают в эту книгу, дабы набраться мудрости и позабавиться. Нельзя забывать этих сказаний или называть их ложью, изгоняя из поэзии старинные кеннинги, которые нравились знаменитым скальдам.

    В сагах мы можем найти такие иносказания-кеннинги:
сражение — шторм оружия
стрелы — пчелы ран, ранящие пчелы, град битвы, ливень битвы
оружие — огонь крови, огонь ран
колющее оружие — кусающие змеи (кстати, кто-то там укусил князя Олега?)
метательное оружие / стрелы — жалящий дождь пчел

  А что могло бы обозначать иносказание «стая огненных птиц»? Случайно не «зажигательные стрелы»?
Оружие широко распространенное во всем мире, абсолютно обыденное, применявшееся в течение тысячелетий.

    Визуальный «огненный» размер (помните, в летописи «когда стало смеркаться»?) — как раз что-то типа голубя или воробья. Белые голуби в зареве пожара кажутся огненными: для поэтических натур зрелище мечущихся голубей и горящих стрел было бы более чем достаточно для рождения иносказания.

    А летописец, либо его информатор просто не были натурами поэтическими и поняли героическую сагу-былину буквально. Что поделаешь, со времени событий до написания летописи прошло более 150 лет. И в течение сотни лет горели костры из идолов, волхвов и скальдов. Провизантийское христианство яростно боролось с язычниками (точнее, со всеми кто не «наши»). После «окончательной победы», когда все стало успокаиваться и можно было приниматься за летописи, победители уже плохо помнили и еще хуже понимали чудом уцелевшие осколки прошлого.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s