Когда и где крестилась равноапостольная Ольга?

История обращения великой княгини Ольги, весьма простая и общеизвестная сама по себе, немало затемнена разногласиями о ней как древних, так и новейших писателей.
Высокопреосвященный Макарий /История Русской Церкви/

Напомню вкратце, как выглядит простая история:
В 955 г княгиня Ольга предпринимает поездку в Царьград. Царь, привлеченный ее красотой и умом, предлагает ей стать его царицей. Хитроумная Ольга говорит: «а я ведь язычница, меня крестить надо». И крестил ее царь с патриархом. После чего в ответ на домогательства царя она отвечает: «Что такое? Сам меня крестил! Я твоя дочь! Ай-я-яй..»
Далее, проникшаяся величием и мудростью христианства княгиня Ольга впитывает наставления и возвращается домой на Русь. Она пытается склонить к христианству Святослава, но сын не послушался матери, хотя другим креститься не запрещал.
В 969 г княгиня Ольга разболелась и умерла, она завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот ее и похоронил.

Крещение — первое из христианских таинств, принимаемое всеми христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и в разном смысле, и знаменует собой вступление в состав церковного общества.
Во времена послеапостольские взрослые приготовлялись к крещению через оглашение. Оглашаемые разделялись на три степени:
1 «слушающие», т. е. заявившие о желании вступить в церковь и получившие право входа в храм для слушания святого писания и поучений.
2 «припадающие» или «преклоняющие колена», имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных.
3 «требующие», т. е. готовые принять крещение. Им сообщалась важнейшая часть
христианского учения — о Св.Троице, о церкви и т.д. Перед Пасхой желавшие принять крешение вносили свои имена в список крещаемых (IV-й карфагенский собор). В Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до крещения, после чего оглашенным усвоялось название избранных [electi]; они облекались во власяницу, появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали суровый пост. В 4ое воскресенье поста — у латинян, во 2ое — у греков им назначались новые, христианские имена, после чего они исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитву Господню и подвергались заклинаниям, что
вместе носило название скрутиций. Оглашение обыкновенно продолжалось 2 года, иногда более (для бывших жрецов — 3), иногда — менее.
&nbsp &nbsp Иногда оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умереть свободными от грехов. Так было, например, с Константином Великим, сделавшим христианство официальной религией Римской империи (его часто сравнивают с князем Владимиром Святым, а его мать Елену с княгиней Ольгой). Церковь, понятное дело, не одобряла «отлагающих крещение».
&nbsp &nbsp Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить крещение водное, считались крещенными в самом акте мученичества — это называлось «крещением кровью».

Речь идет о событиях середины X века, посмотрим какими источниками, относящимися к крещению княгини Ольги, мы располагаем:

  1. Трактат о церемониях Константина Багрянородного в котором есть описание приема княгини Ольги императорским семейством
  2. Хроники Продолжателя Регинона — франкская анонимная хроника, обычно датируется концом X века
  3. Повесть Временных Лет начала XII века
  4. Другие (еще более поздние):
    древнерусские летописи и источники (XII век и позже)
    византийские источники (хроники Кедрина, Скилицы XI века)

Давайте взглянем на источники и начнем, естественно, с «основного источника»:

Повесть Временных Лет рассказывает:

В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей:
«Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».
И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это — ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары — золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, — так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: также и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) — человеческой, а эта — Божьей. «Ибо ищущие мудрости найдут». «Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество…». Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа. Ибо сказал Соломон: «Желание благоверных приятно для души»; и: «Склонишь сердце твое к размышлению»; «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня». Господь сказал: «Приходящего ко мне не изгоню вон».
Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами.
&nbsp &nbsp Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает — в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: «Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя». Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия.

В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь», Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением. Эта же омылась в святой купели, и сбросила с себя греховные одежды первого человека Адама, и облеклась в нового Адама, то есть в Христа. Мы же взываем к ней: «Радуйся, русское познание Бога, начало нашего с ним примирения». Она первая из русских вошла в царство небесное, ее и восхваляют сыны русские — свою начинательницу, ибо и по смерти молится она Богу за Русь. Ведь души праведных не умирают; как сказал Соломон: «Радуется народ похваляемому праведнику»; память праведника бессмертна, так как признается он и Богом и людьми. Здесь же ее все люди прославляют, видя, что она лежит много лет, не тронутая тлением; ибо сказал пророк: «Прославляющих меня прославлю». О таких ведь Давид сказал: «В вечной памяти будет праведник, не убоится дурной молвы; готово сердце его уповать на Господа; утверждено сердце его и не дрогнет». Соломон же сказал: «Праведники живут вовеки; награда им от Господа и попечение о них у Всевышнего. Посему получат они царство красоты и венец доброты от руки Господа, ибо он покроет их десницею и защитит их мышцею». Защитил ведь он и эту блаженную Ольгу от врага и супостата — дьявола.

Простой анализ текста показывает, что он написан в трех разных стилях:

фольклор (100% выдумка)
«нормальная» летопись ▶▶▶▶▶▶▶
«проповедь» ▶▶▶▶▶▶▶
  • стиле сказочно-фольклорном (явное мифотворчество, причем именно народное)
  • обычным летописным слогом (случилось, поехала.. и т.д.)
  • и, наконец, языком религиозных проповедей
    На что следовало бы обратить внимание:

  • Летописец опирается на «народные басни» и, следовательно, не имеет ни четких сведений о событиях, ни доступа к «правительственной» информации
  • В описании деяний княгини Ольги (как и князя Владимира) поступки меряются двумя мерками: народной (до крещения) и религиозной (после).
    До крещения Ольги — она и умная, и красивая, и хитрая, и тэдэ и тэпэ. В общем, само совершенство. Причем деяния, мягко говоря неоднозначные с точки зрения христианской морали, просто описываются (послов закопала, тех пожгла и этих), но летописец не оценивает их, не критикует.
    После крещения все достоинства заменяет христианская премудрость, связанная с верой и ничем более. А автор прибегает к «авторитетным» сравнениям из Библии: «Се же бысть, якоже при Соломоне…»
    Этот двойственный подход многократно применяется в самых разных текстах христианской эпохи, и не только на Руси.

  • Перед нами «житие святой Ольги», написанное соответствующим стилем, хотя и на славянской почве. Княгиня Ольга представляется образцом правителя — православного христианина. А создание такого идеала было очень важно для христианской Руси.

Далее:

Константин VII Багрянородный (De Ceremoniis Aulae Bizantinae):

&nbsp &nbsp Когда Ольга прибыла во дворец, за нею шли особы Княжеские, ее свойственницы, многие знатные госпожи,
Послы Российские и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. Константин и супруга его, окруженные придворными и Вельможами,
встретили Ольгу: после чего Император на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила Царица. В сей первый день,
9 Сентября [955 г.], был великолепный обед в огромной так называемой храмине Юстиниановой, где Императрица сидела на троне
и где Княгиня Российская, в знак почтения к супруге великого Царя, стояла до самого того времени, как ей указали место
за одним столом с придворными госпожами. В час обеда играла музыка, певцы славили величие Царского Дому и плясуны оказывали
свое искусство в приятных телодвижениях. Послы Российские, знатные люди Ольгины и купцы обедали в другой комнате; потом
дарили гостей деньгами: племяннику Княгини дали 30 милиаризий — или 2 1/2 червонца, — каждому из осьми ее приближенных 20,
каждому из двадцати Послов 12, каждому из сорока трех купцев то же, Священнику Ольгину именем Григорий 8, двум переводчикам 24,
Святославовым людям 5 на человека, посольским 3, собственному переводчику Княгини 15 милиаризий. На особенном золотом столике
были поставлены закуски: Ольга села за него вместе с Императорским семейством. Тогда на золотой, осыпанной драгоценными
камнями тарелке поднесли ей в дар 500 милиаризий, шести ее родственницам каждой 20 и осьмнадцати служительницам каждой 8.
18 Октября Княгиня вторично обедала во дворце и сидела за одним столом с Императрицею, ее невесткою, Романовой супругою, и с детьми его; сам Император обедал в другой зале со всеми Россиянами. Угощение заключилось также дарами, еще умереннейшими первых:
Ольга получила 200 милиаризий, а другие менее по соразмерности.


Византийский император, сообщив детальные подробности, задал ряд нелегких загадок историкам.

Загадка первая ПВЛ рассказывает о Крещении Ольги под 6463 г (955 или 954), что соответствует византийской хронике Кедрина,
и Иаков Мних,русский церковный писатель ХI века, в слове «Память и похвала Владимиру… и как крестилась бабка Владимира Ольга», говорит, что она прожила христианкой 15 лет (т.е. крещение в 954).
Но Константин Багрянородный (современник!), описывая пребывание Ольги в Константинополе и называя точные даты устроенных им в ее честь приемов, четко дает понять, что все это происходило в 957 году.
Какие могут быть варианты?
— крестилась в 954 в Царьграде и в 957 приехала для продолжения переговоров
— крестилась в 954 году в Киеве и в 957 приехала в Царьград на переговоры
&nbsp &nbsp (Абсолютно все источники называют местом крещения Константинополь)
— приезжала в Царьград в 957 году, а в источниках XII в откуда-то возникла путаница
Налицо противоречие и путаница в датах

Загадка вторая
«Другой предмет несогласий в истории обращения великой княгини Ольги — тот, точно ли она приняла крещение в Константинополе.
… потому что император Константин Багрянородный, современник Ольги, который сам принимал ее при дворе своем и сам же подробно описал все, даже малейшие, подробности приема, ни слова не сказал о ее крещении, тогда как умолчать о таком важном деле казалось бы
совершенно невозможным
. Но эти ученые опускали из внимания самое простое обстоятельство — то именно, что Константин Багрянородный описывает в своем сочинении только обряд, употреблявшийся при византийском дворе во время приема иностранных послов … и что, следовательно, венценосному бытописателю вовсе неуместно было говорить в своем Обряднике о таком происшествии, которое ни в каком смысле не могло быть отнесено к придворному обряду. Между тем, противная мысль — о крещении великой княгини Ольги в Царьграде — имеет все признаки исторической истины.
Она подтверждается, с одной стороны, свидетельством нашего отечественного летописца, который жил спустя не более столетия после равноапостольной княгини, сам видел ее святые мощи в Киеве и достоверно мог узнать о ней по живому еще преданию; с другой — свидетельством летописцев византийских: Кедрина, Иоанна Скилицы Куропалата и Зонары, из которых два первые жили также в XI в.,
а последний в XII, и, наконец, свидетельством одного франкского летописца, едва ли не современника Ольги.»
/Высокопреосвященный Макарий/

&nbsp &nbsp Полностью соглашаясь с митрополитом Макарием в том, что полностью описывать обряд крещения в светском трактате — неуместно, я все-таки не могу согласиться с тем, что император мог ни словом не упомянуть о крещении приезжей правительницы. (Например: «после крещения архонтесса..», «новокрещенная архонтесса»). Император не каждый день крестил архонтесс (и даже общался с новокрещенными) и абсолютное отсутствие упоминаний о крещении мне представляется абсолютно невозможным.

Загадка третья (загадка «папе Григория»).
Обратим внимание на то, как «одаривали деньгами»:

племяннику 30 ▶▶▶▶▶▶▶▶▶▶
приближенным 20 ▶▶▶▶▶▶▶
собственному переводчику 15 ▶▶▶▶▶
послам 12 ▶▶▶▶
купцам 12 ▶▶▶▶
переводчикам 12 ▶▶▶▶
священнику Григорию 8 ▶▶▶
Святославовым людям 5 ▶▶
посольским людям 3

И что же мы видим? Оказывается статус (положение) «священника Ольгина», мягко говоря, ниже средне-посольского уровня.
Как вы думаете, мог ли «папе Григорий» при такой оценке его византийцами иметь влияние на княгиню Ольгу? Он привел княгиню к христианству и его так оценили?

В одном интересном исследовании встретилось:
«..в Константинополь русская княгиня прибыла в сопровождении духовного лица, проще говоря, священника. А зачем язычнице священник? Не знаете? И никто не знает.»
Я знаю…
Что, во-первых, вопросы ставить нужно правильно!
(А если поставить вопрос наоборот: Зачем христианке в поездке священник? Вместо дамской сумочки? Ни одной христианке без сопровождения священника уже и поехать никуда нельзя?)
Правильный вопрос: Зачем правительница могла взять с собой священника?
1 Разумная правительница (при религиозной терпимости общества), заботящаяся о своей столице, могла включить священника в состав официального посольства для того, чтобы тот мог с большим успехом решать свои вопросы по поддержке христианской миссии в Киеве (церковь Св Илии, например).
2 Продемонстрировать дружелюбие к христианам Руси перед лицом христианской империи
3 Как советника по церковным христианским нормам и правилам, необходимым во время визита (дипломатический этикет)
4 Как консультанта по религиозным вопросам, которые неизбежно должны были возникнуть при переговорах о женитьбе Святослава
5 Просто так, чтоб был
6 1+2+3+4+5 (со всеми вариациями)

Западно-Европейские (франкские) источники:

..в ряде анналов херсфельдской традиции:
960 г. &nbsp &nbsp К королю Оттону явились послы от народа Руси с мольбою, чтобы он послал кого-либо из своих епископов, который открыл бы им путь истины; они уверяли, что хотят отказаться от языческих обычаев и принять христианскую веру. И он согласился на их просьбу и послал к ним епископа Адальберта правой веры. Они же, как показал впоследствии исход дела, во всем солгали.

..Продолжение хроники Регинона Прюмского:
В лето от Воплощения Господня 959-е. … Послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре
константинопольском Романе
, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников…
960. Король отпраздновал Рождество Господне во Франкфурте, где Либуций из обители святого Альбана посвящается
в епископы для народа ругов достопочтенным архиепископом [Гамбургско-Бременским] Адальдагом …
961, Король отпраздновал Рождество Господне в Регенсбурге … Либуций, отправлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки, умер 15 февраля сего года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма Адальберт из обители святого Максимина, [который,] хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился, должен был отправиться на чужбину. С почестями назначив его [епископом] для народа ругов, благочестивейший король, по обыкновенному своему милосердию, снабдил его всем, в чем тот нуждался. …
&nbsp &nbsp 962. … В этом же году Адальберт, назначенный епископом к ругам, вернулся, не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий. На обратном пути некоторые на его [спутников] были убиты, сам же он, после больших лишений, едва спасся…

Причина столь затяжных сборов может быть очень проста: Оттон I готовился к походу в Рим для императорской коронации (состоялась в февр 962), и потому для него крайне важна «дружба» византийского императора в принципиальном для него вопросе.
Он осознавал, что Константинополь рассматривает Русь, как сферу своего влияния, и был готов пожертвовать русской епархией в обмен на имперскую корону. Но новый византийский император Роман II (959-963) узнал о назначении немецкого епископа для Руси до прибытия послов Оттона, и реагирует быстро и решительно: в отношениях с Германией к лету 960 г. наступает разрыв. Роман II не пошел на уступки по императорскому титулу. Германии пришлось вырывать признание его Византией войнами против ее владений на юге Италии.
&nbsp &nbsp А Адальберт все-таки отправился на Русь, но было уже поздно, даже если приглашение не было политической игрой. Отношения Руси с новым императором улажены и «вои», в которых было отказано Константину VII, участвуют в первой крупной войне его сына (отвоевание Крита у арабов, авг 960 — март 961).

«Послы нашей княгини могли быть у Оттона по каким-либо делам политическим, а совсем не по делам веры, и Шафенбургская хроника точно замечает, что к Оттону I, когда он с сыном своим праздновал Пасху в Кведлинбурге, в числе других послов:
римских, греческих, венецианских, венгерских, польских, болгарских — представлялись и послы русские. Оттон, известный своею необычайною ревностию в распространении римской веры, а вместе с нею и своей власти, узнавши от них, что великая княгиня наша уже крестилась в Константинополе, не мог, по обычной своей склонности и политике, не вмешаться в это дело. Он поспешил послать к нам своих миссионеров и для благовидности мог распространить слух, что послы русские затем к нему и приходили от своей княгини, тогда как они и мысли о том не имели. Все прочие недоразумения, по которым не соглашаются отнести это событие к нашим руссам, а приписывают ругийцам, разрешаются уже весьма удобно.»
Высокопреосвященный Макарий &nbsp /История Русской Церкви/

Понятное дело, что православная церковь официально придерживается простой и «выпрямленной» картины крещения Руси. Но на самом деле сомнения в церковно-политических целях посольства несостоятельны. Христианизация на своем первом этапе была чисто внешнеполитической задачей, как бы ни старались церковные историографы представить ее результатом «победы» в «выборе вер».
Крайне маловероятно, что намерения Ольги в отношении немецкого епископа были сколь-нибудь серьезны. Посольство в Германию было лишь средством политического давления на Византию. Политика, политика…

Русь активно лавировала между Римом и Константинополем аналогично тому, как ранее в подобной же ситуации вели политические игры Моравия и Болгария. Византию без давления (военного или политического) пронять было просто невозможно.

P.S. Обычно считают, что «продолжатель Регинона» написан между 962 и 967 гг., но у меня сложилось впечатление, что не ранее конца XI века. То есть, не по ходу дела, а позднейшим книжником-компилятором. Вероятно, изначальный текст был как в «херсфельдской» хронике:
просто «пришли послы от Руси». А «книжник» дополнял текст на основе других источников и своих знаний и представлений о том, что правильно:
от кого? — от Регины Ругорум
вот здесь написано: крестилась в Константинополе, кто там в 959-ом? — Роман
крещеная — значит надо записать христианское имя

Похороны княгини Ольги
«Весьма несправедливо при этом в некоторых из списков нашей летописи замечено, будто святая Ольга содержала у себя пресвитера тайно, во многих других списках, и притом древнейших, слова тайно нет, а сказано только, что Ольга имела у себя пресвитера, который и похоронил ее. И чего было опасаться великой княгине, от кого скрываться?…»
Высокопреосвященный Макарий /История Русской Церкви/

Действительно, откуда бы это появились сведения о неизвестном никому священнике Ольги, которого она тайно держала при себе?
Что именно завещала Ольга?
Тризна — славянское название ряда моментов в погребальном обряде.
&nbsp &nbsp В древних памятниках церковнославянского языка тризна употребляется в смысле: битва, состязательное поприще, тризновати —
сражаться, тризньник — сражающийся, борец, в рукописных беседах Иоанна Лествичника оно значит: подвиг, в новгородском словаре XV в — переведено страдальство, подвиг.
В рассказе летописца о мести Ольги читаем: «Повеле Ольга тризну творити. Посем седаша деревляне пити». На тризну Игоря Ольга велела готовить побольше меду, еще и сегодня выпивка — непременный спутник поминок.
Покойники при жизни любили также развлекаться и военными играми, ристанием, борьбой, точно так же как плясками, песнями, поэтому все такие развлечения и являлись спутниками прощальных и поминальных церемоний.
Покойник, которого усаживали с чарой вина, по-прежнему с удовольствием следил за обычными зрелищами игр, которые тешили его при жизни.
Ритуал представлял соединение веселого пиршества для развлечения покойника с самыми эксцентричными проявлениями горя: плачи, вопли, кровавые жертвоприношения чередовались с самым бурным разгулом и сексуальными оргиями, пьянством, песнями, играми, скоморошничеством.

То есть, Ольга завещала не орать, не ржать, не устраивать оргий и не бить друг другу морды над ее могилой. Кроме того не… ладно, пить, но в меру.
Желание понять нетрудно, но причем тут религия?
Св. мощи Ольги были обретены в 996 (по другим данным в 1007 г), нетленными и перенесены в созданную при князе Владимире Десятинную церковь в Киеве и положены в специальном саркофаге.

И ино чудо слышите о ней: гроб камен мал в церкви Святыя Богородицы, ту церковь создал блаженный князь Владимир, и есть гроб блаженныя Ольги. И наверху гроба оконце сотворено — да видети тело блаженныя Ольги лежаще цело… Иже с верою придет, отворится оконце, и видит честное тело лежаще цело и дивится чуду таковому — толико лет в гробе лежаще телу неразрушившемуся. Достойно похвалы всякой тело то честное: в гробе цело, яко спя, почивает. А другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видет тела того честного, но только гроб.
Вот так, есть вера — оконце отворяется…
&nbsp &nbsp Но саркофаг сегодня пуст, мощи святой Ольги исчезли (предположительно во время монгольского нашествия). Хотя может они и лежат где-нибудь в замурованной пещере Киево-Печерской Лавры, кто знает?

На заметку..
«… довольно загадочного в нашей церковной истории события — именно того, что в 1044 г. великий князь Ярослав повелел отрыть кости Ярополка и Олега, окрестить их и положить в церкви святой Богородицы? Ярослав не имел ли достовернейших сведений, что оба эти дяди его были искренно расположены к христианству и христианам и не крестились только по тесным обстоятельствам?»
Высокопреосвященный Макарий &nbsp /История Русской Церкви/

Очень интересное замечание, но если так было с Ярополком и Олегом, то не могли ли аналогичным образом поступить с княгиней Ольгой?

Главной святыней Софийского храма стал Святой Крест, принесенный новой Еленой из Царьграда, и полученный ею в благословение от Константинопольского Патриарха. Крест, по преданию, был вырезан из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:
«Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».
При Ягайле в период Люблинской унии, объединившей в 1384 году Польшу и Литву в одно государство, Ольгин крест был вывезен католиками из Софийского собора в Люблин. Дальнейшая судьба его неизвестна.
&nbsp &nbsp Извините, но нужно обладать очень большой верой и очень маленькими знаниями, чтобы поверить, что в середине X века патриарх Константинополя мог писать: «Ольга», «благоверная» (сразу после предполагаемого крещения?), «княгиня». И, интересно, на каком, собственно, языке могла быть надпись?
Ничего нельзя сказать насчет креста, но надпись сделана в Киеве в конце XI — начале XII вв. Фальшивка…

«Занимаясь воспитанием внуков своих: Владимира, Олега и Ярополка, в то время как отец их Святослав занимался только войною в отдалении от Киева, равноапостольная посеяла первые семена святой веры и в сердцах этих малолетних князей, хотя крестить их не дерзнула, опасаясь своего непокорливого сына. И это насаждение первых семян благочестия в сердце того, кто вскоре просветил христианством всю землю Русскую, есть новый подвиг, за который должны благословлять блаженную Ольгу все русские роды.»
Высокопреосвященный Макарий &nbsp /История Русской Церкви/

Что-то в этом есть, в воспитании… Если вспомнить про … м-да, «бурную» деятельность князя Владимира в первую половину своего правления, то напрашиваются весьма и весьма интересные мысли о «благочестивом» воспитании, которое получил будущий князь.

Попробуем подвести итоги:

Где? Константин Багрянородный скромно молчит. А все более поздние источники ЕДИНОГЛАСНО утверждают, что княгиня приняла крещение в Константинополе.
Но ряд исследователей вслед за Г.А.Острогорским полагают, что это произошло в Киеве.

Кто? Имя императора, принимавшего княгиню, в разных источниках разное:
920-944 Роман Лакапин — (?? «император Роман» у «продолжателя Регинона»)
945-959 Константин VII — древнерусские летописи, византийские хроники
959-963 Роман II — (?? «император Роман» у «продолжателя Регинона»)
969-976 Иоанн Цимисхий — ряд древнерусских летописей (в 969 Ольга уже умерла)

Когда? И здесь разброд и шатание:
946 — версия Гумилева
954/955 — древнерусские летописи, византийские хроники
957 — прием Ольги императором Константином VII Багрянородным
960 — версия ряда исследователей, основанная на «императоре Романе» у «продолжателя Регинона»

А было ли крещение?
Из описания приема Ольги императором Константином одни заключают, что княгиня была к тому времени уже христианкой, а другие, совершенно наоборот, что она оставалась еще язычницей.

Невозможно придумать «реальную» версию, которая бы соответствовала разным источникам. За исключением одной…

Да, чуть не забыл..
Существует еще одна маленькая проблема… с христианскими апостолами. Дело в том, что несмотря на то, что апостолы крестили других весьма активно,
сами апостолы были некрещеными (кроме апостола Павла).
И в первые века существования христианства приходилось отвечать на неприятные вопросы (потом количество задающих вопросы удалось уменьшить):

  • Каким образом спасение будет достигнуто апостолами, если один Павел облекся крещением Христовым? Другие, лишенные воды Христовой, назначены к погибели?
  • Если даже некрещеным посылается спасение, то зачем нужно крещение?

Далее начинали плести кружева и, традиционно, обвинять друг друга в ереси. Интересно, некоторые уверяли, что апостолы приняли крещение, когда их, укрывшихся в челноке, заливали волны.

Квинт Тертуллиан:
В любом случае речение Господа о едином крещении относится исключительно к нам. Судить же о спасении апостолов было бы достаточно самонадеянно, потому что для них заменой крещения может быть преимущество первого избрания и затем неразлучной близости.

Так, когда и где крестилась равноапостольная Ольга?


копия:
История:
Когда и где крестилась равноапостольная Ольга?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s