Великая Неолитическая Контрреволюция? Часть 2. Хвост. Который вертит?

Часть 1. Нога. Откуда она растёт? ▶
Часть 3. Хобот. ▶
Часть 4. Крылья. ▶

В первой части были изложены мысли о том, что «достижения» Неолитической Революции весьма сомнительны. Что принесла она с собой кучу проблем, которых до неё не было и т.д.
Так кто же виноват и Шо делать?
Во всём виновато земледелие, животноводство и оседлый образ жизни? А так ли это?

► При орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год. ◄

    Для неорошаемых полей Передней Азии оценка равна 60 дням в год. Хорошо, на прокорм детей умножим на два (в семье женщины работают, предыдущее поколение тоже работоспособно). То есть 2 и 4 месяца в год?
  Вполне, вполне возможно. Другие данные не противоречат. В менее благоприятном климате барщина (бесплатная работа) доходила до 150+ дней, помещики забирали половину урожая, крестьяне обрабатывали столько же хозяйской земли, сколько и своей. (Там существовало великое разнообразие методов и доли отнимаемого, но для нашей оценки и этого достаточно. Детали в нашем случае не важны.)

  Так что предположим, что оценка 2-4 месяца в год необходимого труда древнейших земледельцев верна. Кстати, напомню, что оценка необходимого времени в год для обеспечения себя пропитанием для охотников-собирателей бушменов Калахари = 1,5-2,5 месяца (*2=3-5 месяцев, с детишками).

  То есть мы видим, что само по себе земледелие не ведёт к перенапряжённому по времени и физическим затратам труду. В благоприятном климате достаточно работать 1 месяц в году, чтобы прокормиться?
  5 тыщ лет назад…

Но видим мы болезни, перенагрузки, непосильный труд…
Вкалывали весь год без отпусков…

— Холмс, а куда же пропадала подавляющая доля результатов труда?
— Элементарно, Ватсон! Вы только поглядите какие следы оставило после себя человечество…

Смотрим список древнейших сооружений мира

Могила, могильный курган, могильный курган, место культа, дом (не факт, что не погребальный склеп), храм, могила, могила, могила… и так далее…

Гёбекли-Тепе 10-8 тысячелетия до н.э. — Центр культа мертвых, Шмидт предположил что Т-образные столбы возможно представляют собой предков.

Чатал-Хююк начинает историю с 7400 г. до н. э. Археологами интерпретируется как жилой посёлок.
Есть сомнения… 😉

  Дома слеплены в кучу, между ними не было проходов. У домов не было дверей, вход с крыши, он же единственное отверстие для дыма от открытых очагов. (Никогда не пробуйте жечь костры в подвалах, искренне советую!)
  Утверждают, что аналоги Чатал-Хююк — это пуэбло североамериканских индейцев и поселения догонов в Африке. Что неверно. При внешнем сходстве у них есть глубокое физическое различие — у них есть двери и есть люк на крышу. У стоящих отдельно землянок, у которых вход только через крышу, сбоку рылся туннель для вентиляции.
  В общем либо археологи глубоко физически ошибаются в реконструкции посёлка… )))

Либо… это — город Мёртвых, погребальные камеры.

Аналоги — сотовые погребения Дилмуна-Бахрейна. Более современное Завиет-эль-Султан («Место мертвых») состоит из десятков тысяч склепов, уходящих за горизонт/

  Один кубический метр старейшего в Европе кургана склепов Barnenez содержит 1500 кг камня. Исследователи предполагают, что добыча, обработка, транспортировка и укладка камня этого кубометра занимали около четырех рабочих дней (10-часов в день). Старейшая часть монументального сооружения имеет объем около 2000 кубометров из 1000 т гранита и 3000 т долеритов.
На её возведение потребовалось 15 000 — 20 000 рабочих дней.
Весь Barnenez построен из около 14 000 т камня — это 50 000 — 70 000 рабочих дней.

  Подсчитывали также трудозатраты на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука (ок. 3000 г до н. э.) — 1700 000 человеко-дней. 1500 человек должны были трудиться 5 лет.

  Ну а действительно, если земледельцу было достаточно пары месяцев для обеспечения себя и детей, то почему бы ему остальные 10 месяцев не таскать камни для храма? Субботник, тьфу… десятимесячник…

Так кто же виноват? Мёртвые?

  Культ Мёртвых является по всей видимости одной из древнейших иррациональных идей человечества.
Любовь и страх. Любовь к близкому человеку и страх непонятного, необъяснимого, невидимого.

  На той ступени развития и понимания древний человек поклонялся умершим из своей семьи, только своим предкам и только тем, о которых сохранились воспоминания у живых.
В неолит в могильниках всегда лежат предметы обихода, украшения, орудия, оружие, сосуды с пищей. Всё это понадобится мёртвому в жизни после смерти.
Люди добровольно жертвовали настоящим ради несуществующего.
Любовь и страх. Разум отключается. Воля подавляется.
Любовь и страх иррациональны. Могут быть…

  Греки называли умерших подземными богами, демонами. У Эсхила сын к умершему отцу: «О ты, ставший богом под землей».
Душа, которую не задабривали вскоре превращалась в злой дух. Она издевалась над живыми, насылала болезни, портила урожай. А жертвы возвращали её в статус доброго духа-покровителя.

  Мёртвые властвовали умами, управляли обществом и были основой большинства институтов.

  Сверху на культ мёртвых накладывается Культ Вождей. Вишенка на тортик. Которая постепенно превращалась в двухпудовую гирю раскрашенную под вишенку.

  Вождь у примитивных сообществ является обладателем таинственной силы и дух его после смерти становится объектом особого страха и задабривания.

  У полинезийцев всякая непонятная сила сверхъестественна — это есть мана. Маной обладали воины, знахари, жрецы, целые общины, племена. Мана могла быть в животных, растениях, вещах, если они связаны с чем то особым.
  «Душа [умершего] может действовать,— говорит Шпейзер,— и иметь значение, если она содержит много маны… Если душа не имеет маны, то она не имеет значения, не может действовать, и поэтому она для туземцев не существует… Поэтому души незначительных людей, которые таким образом имеют немного маны, оставляются без внимания и поминки для таких едва ли совершаются. Но души могучих мужей, содержащие много маны, тщательно чтутся! В предках чтут не столько душу, сколько ману, над которой стремятся приобрести власть»
  Главными носителями маны были вожди. Мана вождя — это его власть, авторитет, храбрость, могущество.

  С умершими вождями и царями в могилу пошли колоссальные ценности, лошади, люди, над их гробницами насыпали огромные курганы.
Вожди, власть позиционировали себя как обладающих эксклюзивным правом на общение с потусторонним миром, потом с богами. Постепенно росла значимость светской составляющей власти, но доля «божественности» оставалась всегда.

  Фараоны, вавилонские и ассирийские цари считались возлюбленными сынами богов. Персидские — любимцами Ахура-Мазды. Древнеиндийские получили власть от богов. Китайский император — «сын неба», японский — потомок солнечной богини.
Наши императоры были «помазанниками божьими». До 1917-го…
Власть от богов — значит легитимна 😉

  Адепт Культа не просто верит. Он выстраивает по Культу всю жизнь, исполняет обременительные ритуалы, жертвует всем чем «надо», трясётся от страха перед карой, боится что что то будет не так, ограничивает себя как требует Культ и т.д. Фактически Адепт теряет всю свою жизнь, будучи рабом невидимого хозяина в надежде на награду, которой не существует.
  И проблема не в Адептах, пусть бы делали что хотят. Хотят строить пирамиду — пусть строят. Проблема — в насильственном принуждении других, физическом, социальном, моральном…

  Если жена в Индии не следовала на костёр за мужем (обычай «сати»), то её всячески осуждали и презирали. Просто пример.

  Отупляюще-однообразная тяжёлая работа… Подавляющие сознание страхи иррациональных культов…
Всё превращает людей в «живых автоматов». Селектировался конформизм, послушание, а индивидуальность и инициатива, которая выделяла индивида из общей «массы», наоборот, подавлялись или выдавливались за границы «подконтрольной территории».
Големы способны работать по заданной программе, согласно вложенным в их глиняные головы догмам. За догмами могут стоять вполне разумные и рациональные принципы, но «живым автоматам» их навязывают в виде догм.

  Зачем учить «живые автоматы» думать… Наоборот. Тысячи лет так было «удобнее» — от сельскохозяйственных работ в разливах Евфрата, до прусских живых оловянных солдатиков…

  Одним из диагностических симптомов шизофрении является иллюзия нахождения под контролем внешнего воздействия. Люди страдающие шизофренией иногда описывают свои ощущения, как если бы определённые производимые ими действия не были ими инициированы или не находились под их контролем. Такие ощущения иногда сравнивают с состоянием робота. Вы уверены, что это не «щепки», прилетевшие из времён шибко прогрессивной селекции «живых автоматов» из людей?

  В общем сначала людям, образно говоря, отрезали ноги, а потом дали костыли.
Разум и здравый смысл — это возможность бегать самому, а бездумно принимаемый, не анализируемый критически и не пересматриваемый со временем набор догм — костыли.

  Иностранная делегация ходит по деревне, знакомится с жизнью колхозников. Вдруг видят: идёт свинья на четырех протезах. Что за чудо такое? Объяснил им председатель, что болела свинья, а добрый народный умелец спас животное. Когда иностранцы ушли, председатель задержался:
— Ты что, Петрович, до отъезда иностранцев потерпеть не мог?
— Прости, председатель, уж больно холодца захотелось.

Времена идут…
  Давным-давно в Африке царь именовался «богом». Раз в год племя приходило к нему просить о дожде, «бог» выполнял соответствующий ритуал. Если дождя не было, рыба не попалась, урожай пропал, то царь-бог отрешался от должности «в связи с утерей доверия», опция — секирбашка.
  Совсем-недавно (в 2015, если быть точным) по просьбе президента вся Замбия вышла на стадионы молиться всем народом о росте курса квачи (а то упал к $ на 50%, понимаешь). Молитву Наверху не услышали (не помогло), но это не Президент виноват, а народ как то неправильно молился.
Костыли меняются со временем, но не сильно. Уж больно холодца хочется…

  За тысячи лет миллиарды человеко-дней ушли на создание того, что иррационально зарывались в могилу, уничтожались в задабривании духов предков. Триллионы человеко-дней на бесполезные монументальные сооружения. Причём иногда люди понимали, что уже «чересчур» и шли на компромисс: заменяли ценное модельками, имитациями и т.п. Это уже снова возвращение к рационализму.

  Миклухо-Маклай забавно описывает, как хоронили жену папуаса Моте: «…около хижины Моте я увидел его самого: он то расхаживал, приседая при каждом шаге, то бегал, как бы желая догнать или напасть на кого-то; в руках у него был топор, которым он рубил (только для вида) крыши хижин, кокосовые пальмы и т. д.
… Что все это была комедия, которую присутствующие считали необходимым исполнять, было ясно и прорывалось по временам, когда Моте среди своих монологов… войдя в азарт, стал неистово рубить топором кокосовую пальму; тогда одна из женщин, кажется сестра его, которая тоже выла, вдруг прервала свои отчаянные вопли, подошла к Моте и заметила ему самым деловым тоном, что портить дерево не следует; после чего Моте, ударив еще раза два, но уже менее сильно, отошел прочь и стал изливать свою горесть, ломая старый, никуда не годный забор. Также, когда стал накрапывать дождь, Моте выбрал себе сейчас же место под деревом, где дождь не мог испортить его нового маля и перьев на голове»

Это уже не Культ, а его имитация, уже пропитанная «ядом» рационализма 😉

Люди Имитации рассматривают Культ с практической точки зрения: Как набрать верующих? Поможет ли лезть вверх по иерархической пирамиде? Где тут бабло?

  За 25 лет исследований «Левады» доля тех, кто указывает себя православным, выросла в 4 раза — до 77%.
Но при этом Библию вообще не читали 61%, верят в Бога — 40%, а регулярно участвуют в церковной жизни 4-7%.
Реальных верующих в России немного.
Имитация.
Так проще, так выгоднее… сейчас.

  Куртки с огромной надписью «Россия» чаще всего увидишь на людях ярко выраженной нероссийской внешности. Ленточки на машинах — аналогично.
Защитная магия.
Люди Имитации.

  В 90-е вылезли Чумак, Кашпировский, оккультисты и шарлатаны. Причина проста — произошёл крах Имитации Культа, слом мифологических представлений «советского человека». Люди Имитации были дезориентированы и хватались за все Мифы, которые могли притупить их чувство беспомощности и образовавшейся после падения СССР пустоты.

  Люди Имитации находятся где то посередине между Адептами Культа, «живыми автоматами» и Человеком Рациональным-и-Здравомыслящим.
  Адепты следуют заложенным догмам.
  Человек Рациональный-и-Здравомыслящий — рационалит и здравомыслит )) Трактат Декарта «Рассуждение о методе» (1637) начинается утверждением о том, что здравомыслие или разум есть способность правильно рассуждать и отличать истину от лжи. Человек Полностью Разумный способен делать правильные выводы, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте, противостоять предрассудкам, заблуждениям, мистификациям. Ошибки не исключены, но он критически относится и к собственным выводам, пересматривает их.
  У Человека Имитации (Рационально-Мифологического) — в голове каша из мифологических представлений и собственного рационального опыта. Он далеко не всегда способен понять причинно-следственные связи (на чём основана современная форма мышления) и подменяет их мифологией и навязанными догмами.

Кто мы, где мы? Сегодня, здесь и сейчас?
  Разрыв в интеллектуальном уровне, образовании, кругозоре у «элиты» и «народа» сегодня минимален. В 2009 г проинтервьюировали 31 депутата Госдумы и 100 московских бездомных, задавая им одни и те же вопросы. Ответы в двух группах давались практически одинаковые — не только по идеям, но и по стилистике речи.
Причина — спецотбор «элиты». Средний класс чуть более рационален и менее мифологизирован, чем «элита» и «пролетариат».

Для примеру:
  …тётка в поезде рассказывает как хорошо было в Союзе — «доказательство»: можно было сходить в ресторан за 100 рублей, а сейчас что… 1000 надо потратить. Одновременно она рассказывает о хорошей зарплате родителей в 150 руб, о том что была на 27-ом небе от счастья, когда нашла потерянные кем то 100 рублей и про то что сейчас она получает 14000 (работая ~вахтёром в институте в Москве, приезжая на вахты откуда то из-под Орла/Брянска, не помню, извините). То есть в голове все данные есть, но связать 150/100=1,5 и 14000/1000= 14 — нереально. Сказали «хорошо было в Союзе» — значит 1,5 больше 14. Точка.
  Много примеров, когда люди вполне рационально воспринимают то, что их окружает и касается их непосредственно, но сознание и рационализм отключается полностью, когда речь идёт о Догмах вложенных в головы из Башен.
  Все-все плохие… от ЖКХ до бояр-госдумцев… ж*па в экономике… с примерами из собственного опыта, с вполне рациональными рассуждениями, выводами и прогнозами.
  Одновременно… Царь заботится о нас… «В Зарубежом» мы самые лучшие… О том что видят только в телевизоре представления — мифологические.

О Царь-Бог молим о дожде тебя!
▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
  Обратите внимание, что несмотря на утверждения историков, что только земледелие дало возможность создания излишка продуктов — это не так. Излишек продуктов могли создать и охотники-собиратели, просто затратив, к примеру, в два раза больше времени на сборы и охоту.
(Производительность земледельцев до промышленной революции и охотников-собирателей примерно одинаковая. Производительность — это добытое пропитание за единицу времени. У земледелия же был выше на два порядка сбор с площади — это интенсивность эксплуатации площади, производительность площади, а не человека.)
  И накопление запасов, включая злаки, придумали они, а не земледельцы. И строительство у них было, и времени свободного было достаточно. Но у охотников-собирателей просто не возникло желания строить циклопические могильники, храмы и пирамиды. А вот земледельцев хлебом не корми, дай в свободное от основного земледелия время грунт потаскать, камни в каменоломнях повырубать )))
▶ Охотников-собирателей не заставишь, тьфу и ушли куда глаза глядят. А вот земледелец привязан к месту, тоже мог уйти, но это сложнее, не представлял он уже как бросить родной очаг (и богов-предков под этим очагом).
▶ Охотники-собиратели разбросаны по территории, их не соберёшь. А земледельцев — всем посёлком, гуртом да на карьер, дёшево и практично.
▶ Ну и у охотников-собирателей ум более живой, а однообразная тяжёлая работа может отупить до состояния живого автомата, делай раз… делай два… сено… солома… верёвку профсоюз выдаст или с собой приносить?

Так кто виноват? Мёртвые? Всё-таки земледелие? Кто кем вертит? Нога? Хвост?
Да Ахура-Мазда и Кетцалькоатль с ними. Главное — Хобот!
▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄
Часть 1. Нога. Откуда она растёт? ▶
Часть 3. Хобот. ▶
Часть 4. Крылья. ▶
(…о том что многие существующие сегодня процессы — это следствие того, что сейчас («сейчас» — это 20-21ый века))) человечество (наконец то!) почти вылезло из ямы в которую оно свалилось тысячи лет назад. О том что многие сегодняшние проблемы и «вызовы» — следствие того что множество людей не хотят вылезать. О том что происходит сейчас и является следствием завершения многотысячелетней «волны» и решения возникших тысячи лет назад проблем.
Часть 4 Слон. О том что можно бы ожидать в постиндустриальном будущем после того как мы отойдём от ямы)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s