Паруса над Викингом

Задача:
— Легкий (нет смысла ставить на лодку монстрообразную конструкцию весом с саму лодку, тогда логичнее и эффективнее сменить плавсредство)
— Возможность гребли- Безопасность
— Возможность идти против ветра (но не пытаясь превратить лодку в хорошего лавировщика)
Площадь от ~3 кв.метров

Здесь при использовании традиционных парусных решений возникает противоречие между первым и последним пунктом. Бермудский парус, как и большинство других требует конструктивной жесткости. Причем конструкция здесь будет работать на изгиб. Либо тут будут жесткие ограничения на приемлемый диапазон ветров, либо конструкция превратится в монстра.
Но, к сожалению, не получится нацепить парус достаточной площади на легкую 5-метровую (или 10-метровую))) телескопическую удочку и радостно потереть ручки.
Кроме того традиционные паруса достаточной площади потребуют для возможности использования в походных условиях аутригеров. А это еще дополнительный вес и лодка без хода на ветру превращается в каракатицу.
Викинг с маленьким парусом . . . . Скаут с тритоновским парусом и аутригерами

На Викинг можно поставить стандартный тритоновский парус с аутригерами. Для этого придется наклеить по бортам карманы для двух труб на которые будет фиксироваться аутригер и повозиться со степсом мачты. Вполне работоспособный вариант при ограничении ветро-волновых условий возможного плавания. Потому что и сильный ветер и мотающаяся на волнах относительно тяжелая мачта потребуют серьезного усиления конструктива.
Работающий вариант, но в жесткой тяжелой конструкции для легкого надувного "Викинга" нет естественности и гармонии. Тогда уж лучше ограничиться чисто вспомогательным парусом.
Или может быть сделать так, чтобы конструкция работала только на растяжение? Как в кайтах, например? А что.. вытащил легонький мешочек, подкинул на ветер и… )))
Тоже вариант, но для кайтов нужен сильный устойчивый ветер, а паруса хватают ветер значительно раньше. То есть нужна поддерживающая конструкция, по-возможности, легкая.
Вырисовывается некий гибрид по идеологии паруса и кайта.
Еще среди множества вариантов парусов, придуманных и опробованных мореплавающим человечеством привлекли внимание паруса полинезийских проа. Заинтересовало то, что в некоторых случаях вектор тяги был таким, что практически исключал опрокидывающий момент, а значит можно обойтись без объемных аутригеров еще увеличивающих ветровое сопротивление.


"Малайско-полинезийский" вариант 2009 года был прямоугольным, площадью порядка 3 кв метров.

Опробовались различные варианты подвески и управления. Шверца не было, поэтому лодка идя вымпельным бейдевиндом шла реально только в галфвинд. Парус мог ставиться под любым углом. Мачта была короткая и жестко укрепленная в диаметральной плоскости лодки.
Опыт показал, что 3 кв. метров вполне достаточно. А при хорошем попутном ветре можно вполне себе прокатиться. Но шверт или шверц просто напрашивались.

Сезон 2010 года начался уже с экпериментов с кайтами подвешенными как парус. Заинтересовал вариант "параски", как простой и наиболее "парусоподобный". Дуга кайто-паруса сделана из палаточных трубок. Мачта стала наклонной и качающейся с борта на борт при смене галса.
Пробная "модель"

Рабочий вариант паруса кайтового типа на попутных ветрах . . Парус-кайт  в положении бейдевинд

После множества проб и проверки различных вариантов подвески и управления выводы были следующими:
Работает, с аэродинамической точки зрения все хорошо, идет и по ветру, и против ветра. Но пользоваться и управлять кайто-парусом такого типа крайне неудобно. Для того чтобы выставить его в нужное положение при том или ином ходе относительно ветра нужно было идти на ухищрения неприемлемые для походного варианта. Мачта получалась тоже слишком длинная и гибкая, а увеличение жесткости означало бы увеличение веса и отход от основной идеи легкости.
Кроме того были отмечены следующие проблемы:
На курсе фордервинд были случаи когда угол кайта попадал в воду. Ветер тащит вперед, вода давит назад, дуга гибкая…
Полукруг "рамы" кайто-паруса неудобен для подъема-спуска на воде. Нужно было снять парус с мачты, уложить его в воду, подтянуть к себе угол паруса, раскрепить угол и только тогда парус из полукруга приличной площади превращался в трубку которую можно было как то паковать и крепить к лодке. Для походного использования — вариант неприемлемый.

Положительный опыт:
Минимум дюралевых труб и снижение веса за счет использования в конструкции истоновских трубочек.
Нагрузка в основном на растяжение и приходится в основном на шкоты.
Распределение нагрузки разветвлением шкотов на небольшое количество строп.

Следующие логичные шаги:
— разделить полукруг на две половинки для удобства и быстроты установки/съема паруса
— вырезать клин, чтобы углы так уж по сторонам не торчали
… Опаньки… кайт-параски превратился в парус Crab Claw :))))
На тихоокеанских проа есть несколько вариантов установки и крепления этого паруса. Как на наклонной мачте, так и с использованием одного из гиков в качестве мачты. Несколько вариантов добавили и европейско-американские энтузиасты.
У меня после тестирования разных вариантов оптимальной конструкцией для однокорпусного Викинга стал вариант с качающейся мачтой и парусом Crab Claw с распирающей реей:
При встречном и боковом ветре . . . . . "Спинакер" при попутном ветре

_Руль
На корму приклеен стандартный тритоновский пластиковый баллерный узел. Коробка руля — стандартная тритоновская, только была удлинена трубка качалки.

Перо самодельное, увеличенной площади.Сделано из композита алюминий-пластик-алюминий, который применяется для облицовки фасадов.
Некоторым недостатком является то, что руль уходит в сторону так как корма не жесткая. Красивого решения жесткой фиксации баллерного узла к кильсону я пока не вижу.
Рулежка осуществляется ногами, были две попытки использования румпеля "тяни-толкай", но мне не понравилось. Кроме того, при ножном управлении свободны руки для работы с парусом, фотографирования, гребли (лодка то парусно-гребная))). Рулевые тросики через специально сделанные узлы уходят внутрь лодки. В качестве "педалей" в настоящий момент используется пластиковая трубка на ширину кокпита.

_Шверц
Самодельный шверц, также из композита алюминий-пластик-алюминий. Согнут в вогнуто-выгнутый симметричный профиль. Шверц переставляется с борта на борт. Откидывается вверх, либо убирается совсем.  При наезде на препятствие откидывается, вылезая из бортового крепления назад-вверх. Крепится фалом к лодке во избежание нечаянного утопления.

Также использую как спинку при длительной гребле по гладкой воде и как мини-столешницу ))
Со шверцем лодка идет против ветра: Лавировка против ветра и короткой волны, парус варианта 2010

Три галса в лавировку: парус вариант 2011г, короткая встречная волна

Лавировочный угол зависит от условий: волны, силы ветра, загрузки. В хороших условиях до 45 градусов нормально идет (90 лавировочный), в идеальных и больше можно выжать.
Вот против встречной волны на надувнушке плохо — угол растет..  до 60 градусов (120), например, а в экстремальных случаях вообще не пробиться, то есть идется вымпельный бейдевинд, а истинный курс — галфинд. Есть у объемных надувнушек недостатки — сносит конкретно (впрочем груженную и забалластированную гораздо меньше).
Шверц у меня отработал второй сезон, работает нормально. Ну иногда может площади побольше хочется, но эт от жадности, от жадности.. от лукавого )))

Вариант 2011 года
Сразу был сшит под форму Crab Claw. Основные изменения по сравнению с прошлогодним парусом:
* Усы-гики удлинены до 3,5м (+0,5м)
* Ткань — парашютка LCN
= Минимум лишних швов
* Более совершенная фиксация концов гиков на парусе
Парус в процессе настройки (позже была удлинена мачта на 30 см и усилена рея): Положение хода бейдевинд..

Парус в положении фордевинд

Парус в положении "левентик" ;D

В итоге получился вариант, использующий идеи некоторых вариантов полинезийской Crab Claw, кайта и виндсерфера:

Плюсы:
— Легкий, вес 5 кг (парус, мачта, гики, рея, шверц и руль)
— Можно грести (в убранном состоянии вообще не мешает, совместно с парусом — по-канойному)
— Гибкая конструкция сбрасывает ветер с "неправильного" направления
— Возможность управления вертикальным и горизонтальным векторами тяги (регулировка опрокидывающего момента)
— Широкие возможности балансировки за счет изменения центра парусности
— Приемлемо идет против ветра

Минусы:
— Сложность и нестандартность настройки и управления парусом

Недоработано:
— Пока не удалось придумать простой системы постановки паруса на воде
— Текущая конструкция качающейся мачты занимает много места в грузовом отсеке
— Не удалось придумать идеальной юбки-заглушки для текущей конструкции качающейся мачты
— Не делал рифления площади паруса.

Конструктивные особенности
_Мачта
В настоящий момент представляет собой дюралевую трубу d26 мм, которая на качающемся узле крепится к кильсону. Может качаться вперед-назад и влево-вправо в достаточно большом диапазоне, который ограничивается _специально_подобранной_ длиной вант. Передняя пара "вант" — резиновый шнур.
Нагрузка на мачту — только не слишком сильное сжатие. Нагрузка на ванты также ограничена. Основная нагрузка приходится на шкоты, которые через достаточно мощные скобы передают нагрузку на корпус лодки.

_Парус Crab Claw
В качестве усов-гиков применены истоновские трубки d11 мм, длиной по 3,5 метра. При транспортировке переношу вместе с каркасом палатки.
Гики вставляются в карманы и фиксируются. Распираются гики при помощи реи. По три стропы на гик сходятся в шкоты, на которые ложится основная тяговая и управляющая нагрузка.

Схема работы паруса при ходе бейдевинд-галфвинд:
Минимальный опрокидывающий момент . . . .Регулирование тяги

Изменение положения паруса и его галсового угла

Забавная история про балансировку центра парусности…
Как то раз отхожу я от Летнего берега Белого моря и нахожусь при этом в какой то отстраненной задумчивости. Все как обычно, поставил парус, лодку в воду, сел и пошел. Ветер переходный между бейдевиндом и галфвиндом, для того чтобы лечь на нужный курс нужно было немножко привестись к ветру. Я все в той же задумчивости жму на рулевой рычаг… рассеянно отмечаю… странно… не поворачивает зараза… ну да ладно, сейчас парус переставлю. Передвигаю парус чтобы центр парусности сместился чуть назад, лодка подвернула и мы с ней пошли куда нам было нужно…
Вот идем мы, идем и где то через полчаса я случайно кидаю взгляд назад… Опаньки! А руль то я забыл опустить… ))))

Это я к тому что сбалансированная лодка практически без руля чуть ли не как по рельсам идет выбранным курсом, курс меняется при изменении силы ветра.
При сильном ветре лодка так идет только в бейдевинд, при бакштаге уже появляется рыскание.
Самое сильное рыскание на курсе фордервинд, причем парус может мотать из стороны в сторону срывающимися вихрями с углов паруса.
Есть идеи (и практический международный опыт))) как с этим бороться, в следующем году попробую для курса фордервинд превращать Crab Claw в самоподруливающий на фордаке парус, посмотрю что получится.

Если говорить про быстроходность, то там в общем то уже проблема упирается в корпус лодки, в волновое сопротивление. 12км/ч это максимум (выше только моментами на серфинге на попутной волне).
Нет принципиальной разницы по максимальной скорости между парусом 2010 года площадью где то 4,5 кв м и вариантом 2011 года площадью 6 кв м. (Разница есть на меньших скоростях, когда ветер слабый или средний). И даже прямоугольный парус 2009 года на сильных попутных ветрах выдавал скорость под 10 км/ч.

Того что я называю вантами — 3 пары.
Передние ванты — резиновый шнур, они нужны для того чтобы поднять мачту и иметь возможность подтянуть ее к себе. Дело в том что все рассчитано на работу не поднимаясь с места. А при наклоне мачты к себе все оказывается в пределах досягаемости.
Боковые ванты ограничивают наклон мачты влево или вправо (наветренная болтается свободно) при бейдевинде, сильном ветре при галфвинде (задние ванты при этом не работают, парус оттягивают назад шкоты)
Задние ванты работают при ходе фордервинд-бакштаг, когда мачта отклоняется вперед (боковые при этом не работают, здесь я еще подумаю потому как на некоторых режимах парус и свободно качающуюся мачту начинают мотать вихри Кармана)
Ванты боковые сейчас на клевантах, задние надеты петлей на силовую трубку установки шверца и сдергиваются на раз.
Боковые и задние ванты — верёвка (не резинка!!)
Мачта уходит вбок за счёт запаса длины верёвки, а не растяжения шнура. И эти ванты чётко ограничивают насколько вбок может уйти мачта. Усилие на ванту весьма велико и резинка там не подойдёт, если вы собираетесь ходить в реальных условиях, а не в тепличных условиях около пляжа. При порывах сильного ветра есть уход мачты вбок, но это не за счёт вант, а за счёт гибкости/нежёсткости надувной конструкции, недостаточного давления.
Сбрасывание бокового/встречного ветра при необходимости осуществляется не за счёт ухода мачты вбок, а за счёт ослабления нижнего шкота, который при опасных ветрах нужно держать в руках.
Если опасаетесь опрокидывания (пустая лодка, нет ощущения лодки, давно не ходили) — регулировка риска осуществляется углом атаки паруса к боковым ветрам, а не заваливанием мачты дальше вбок. Не хотите рисковать — поставьте парус не перпендикулярно к ветру, а как крыло, хоть практически горизонтально.

Для стопоров нужна жесткая поверхность, без чего я старался обойтись по возможности. Для шкотов у меня сделаны "утки". На фордервинде-бакштаге шкоты всегда фиксировались на утках. При бейдевинде-галфвинде наветренный шкот всегда фиксирован (вру… это в обычной ситуации, если идут шквалы или еще что то смущает, то держусь рукой за зафиксированный шкот чтобы потянуть на себя), подветренный шкот в зависимости от устойчивости и силы ветра либо фиксирован, либо в руках. На утку закладываются стандартно с петлей, сдергивается одним движением.
Два галса управления галсовым углом паруса всегда на мотовилах (Штуковина была придумана рыбаками и используется для якорных веревок.)

У меня два галса настройки для галсового угла и два шкота из которых "активен" как правило только один, не вижу существенной разницы по количеству такелажа. А у меня кроме минимального опрокидывающего момента + еще и возможность смещать центр парусности в достаточно больших пределах за счет смещения мачты, а не только поворотом паруса, тут у меня полная аналогия с тихоокеанскими проа и их балансировкой и аэродинамическим рулением.

Забалластированный Викинг с задраенными юбками и заглушками представляет собой незаливаемый поплавок с огромным запасом плавучести, гандбольный мяч И ломаться там вообще нечему. Даже при полном заливании лодка будет тяжелой, но тонуть и не подумает. При оверкиле воды не набирает и ставится обратно (у меня была системка тяга-ступенька, тестировал на озере, все легко ставится обратно).

Опрокидывание лодки ветром я оцениваю как крайне маловероятную (разве что в силу собственных дерганий, да и то скорее за борт вывалиться). Потому что у меня были наблюдения: пустую лодку с парусом стоящую с парусом на песчаном пляже сильным боковым ветром волочило БОКОМ по песку. Но не опрокидывало. Аналогично в зарослях травы на воде и тд.
Лодка может опрокинуться на волне достаточной высоты с опрокидывающимися гребнями. В прибое проще всего. Есть вероятность для отмелей на море.
В шторм с такими волнами вы не полезете по определению на этой лодке, будете сидеть на берегу.
На практике случаев не было. Но было сделано устройство для постановки лодки обратно. Два плавающих шнура по бортам, крепятся к узлам крепления шверцев. В походном положении оттянуты назад к рулевому узлу. При перевороте разъединяешь проволочку у кормы и у тебя с одной стороны "ступенька" для опоры ноги, а с другого борта удобный леер за который тянуть на себя.
Было опробовано на загруженной балластом лодке, ставилось абсолютно спокойно (но, конечно не в холодной воде и не при волнении)

Бейдевинд

Бакштаг

(Московское море, июнь 2014. кадры выдернуты из видео гоупрошки на штанге)

как осуществляете поворот оверштаг:
На самом деле по разному, в зависимости от условий. От силы ветра, волнения, легкая лодка или есть инерционная масса. В некоторых условиях помогаю веслом
С галсовым углом точно ничего делать не надо. Зачем его трогать если вы пойдете так же, но на другом галсе??
Просто идя одним галсом поворачиваешь на другой, ничего не делая с парусом. На другом галсе ветер начинает давить с противоположной стороны, мачта склоняется на другой борт и там просто "чувствуется" момент когда парусу можно чуть-чуть помочь перекинуться на др сторону.
Со шкотами там тоже не так сложно если понять систему. В том смысле что при лавировке там только две длины шкотов нужно.
Если подобрана большая длина (на оба шкота) — это до верхней стороны паруса, то "нижний" шкот можно удерживать в руках.
И тогда поворот сводится к тому, что просто отпускаешь "нижний" шкот и подтягиваешь "верхний" насколько нужно (переворот паруса и нужный угол).

как оформлены стопоры шкотов?
Там стоят "утки". Деревянные стержни вставляются в широкую петлю. Выглядит примерно как здесь:
http://fotki.yandex.ru/next/users/adubovskiy/album/90951/view/364526?page=0
Только для шверца два крепления и алюминиевая трубка вместо деревяшек.
Вот еще картинка, но тоже чуть-чуть не то. Это тоже утка, но для галсового угла использовалась, соответственно делались под несколько иные нагрузки и их вектора.
http://fotki.yandex.ru/next/users/adubovskiy/album/147712/view/717039?page=1

Галсовый угол паруса Крепление расстроповки к парусу Вход в карман "усов"-гиков

9 Comments

  1. Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, что можете сказать относительно паруса на Шую-1 (точнее Нордик, с рулем)? Форма, величина, наличие или отсутствие аутригеров. Условия эксплуатации предполагаются в Охотском море — одиночный водно-пеший поход. Поэтому вес и объем очень важен.

    Нравится

    1. Важно накопление опыта. Без опыта хождения под парусом (на данной лодке с данным парусом) на море лезть не стоит. Тем более на Охотское.
      Исходя из этого, а также из малых габаритов Шуи-1 речь может идти только о _вспомогательном_ парусе малых размеров. Площадью порядка 1 кв метра.
      Например pacific action sail: https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1920&bih=1020&tbm=isch&sa=1&ei=YyYnWt7BK6vb6QSg5a-wAQ&q=pacific+action+sail&oq=pacific+action+sail&gs_l=psy-ab.3..0i19k1.28767.35813.0.37110.12.10.0.0.0.0.164.978.7j3.10.0….0…1c.1.64.psy-ab..4.1.164….0.2ZjZErkVTmg

      Нравится

      1. Благодарю!
        Конечно, естественно предполагаются нормальные тренировки и получение необходимых навыков.
        Подскажите а если реализовать более-менее полноценный парус но с аутригерами?
        Примерно как в этом видео: https://www.youtube.com/watch?v=osen69vs1mw

        Нравится

  2. С полноценным парусом есть ряд проблем. к примеру, короткий рычаг для руля на короткой лодке.
    Аутригеры это заметный дополнительный вес, проблемы с греблей, превращение лодки в беспомощную каракатицу при заметном ветре и потере хода/управляемости.
    Но опробовать вы разумеется можете всё, прочувствовать и понять нравится- не нравится, нужно-не нужно.

    Нравится

    1. Да вот как раз понять бы что делать — парус почти как сама лодка стОит… =(
      Да, насчет веса с аутригерами думал — вроде как не более 5 кг.
      В теории не должно превысить общий вес, на который рассчитываю (35-40 кг)
      Но вы пишите что «превращение в каракатицу»… Как же так, если заметный ветер как раз должен дать скорости? Собственно, это единственная причина, по которой рассматриваю парус.
      Не хочется идти постоянно своим ходом: и скорость ниже, и есть риск вымотаться раньше времени…

      Еще раз благодарю за ответы!

      Нравится

      1. Превращение в каракатицу происходит если ветер неподходящий.
        Если вас прижало к скале по какой то причине, вы не отклеитесь. Не пройдёте через проливчик при встречном ветре. Не отчалите от берега при ветре в берег. И тд и тп.
        И такой момент: вы приближаетесь под парусом к острову, а тут бац ветер близ берега отбойный (от скал, встречный) и вы ничего сделать не можете. Вам надо к берегу, вот он… метров 50-100, но никак… У меня такое было, как раз на Охотском.

        Насчёт того что парус экономит силы — это верно. Но тут проблема «подходящих» ветров, которые можно ждать неделями. Аутригеры не будешь собирать-разбирать по два раза в день, поэтому возможность идти при «неподходящем» ветре сокращается практически до нуля (только в штиль, который редок). Если вы готовы полностью превратиться в «парусник» — пожалуйста, но в этом решении есть плюсы и минусы, так же как и в вспомогательно-парусно-гребном варианте.
        Я бы для данной конкретной задачи при заданных условиях остановился на втором варианте.

        Нравится

      2. Попробуйте сначала простейший парус на этой лодке. Короткую мачту и рею поднимать на неё. Прямоугольный парус порядка 1 квадрата. Собственно парус можно любой, лишь бы легко и быстро ставился и легко и мгновенно убирался. Если не смотрели, то гляньте варианты простейших парусов в книге Перегудова «Парусные байдарки…» http://parusa.narod.ru/bib/books/pereg/vmp/index.htm

        Нравится

  3. Да, книга Перегудова очень серьезный труд, конечно буду изучать, спасибо!
    Естественно, только парусно-гребной вариант, тут всё однозначно)
    Насчет паруса на рее — получается такой вариант будет только для попутного ветра?
    Вроде как косые тоже имеют возможность быстрого сворачивания, и как раз именно такой тип и позволяет идти разными курсами. Тут, конечно, надо смотреть на конструкционные особенности.
    Хочется сразу, и хороший вариант))

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s