Карманный крейсер «Лисёнок»

У острова ЧкаловДва корпуса — значит катамаран. Но вообще «Лисёнок» — это прямое развитие идеи тримарана.

У тримарана практически вся нагрузка приходится на основной корпус, а у катамарана она в общем то распределена между двумя корпусами.

У предшествующего тримарана по результатам испытаний в Байкальской «кругосветке» хотелось увеличить объем аутригера и увеличить пролёт до аутригеров. Вот я и подумал, а не сделать ли аутригер таким же большим как основной корпус и расстояние между корпусами большое.

… Но три здоровых корпуса для «карманного крейсера» — многовато. Поэтому будем как бы переставлять аутригер с одного борта на другой. Шверц то я переставляю… и мачта с парусом перекидывается с борта на борт. Так и получается тримаран с очень большими аутригерами, но только висящего в воздухе аутригера нет.

Перемещением с корпуса на корпус (а основная нагрузка — это экипаж) аутригер «лёгким движением руки превращается» в основной корпус, а основной корпус — в аутригер. Соответственно, с борта на борт, с корпуса на корпус перемещается и качающаяся мачта с парусом, и шверц.

Так что по modus operandi — это тримаран с одним «фантомным аутригером». Ну не хотите тримаран, пусть будет «переставное» атлантическое проа… ))

А идея карманного крейсера не менялась:
★ Легкий и компактный, с возможностью переноски и волоков в одиночку
★ Относительно быстрый под парусом
★ Относительно обитаемый (возможность ночевок на воде).

★ В первой конфигурации катамаран весит около 32 кг. Корпус — 24-25, парусное все — 5, насос 0,7…
  Влезает в рюкзак 130 л

★ Скорость раза в два выше Викинга и в 1,5 быстрее тримарана.
При ветре ~3 м/с скорость ~9-10 км/ч. (Викинг идет 10 км/ч при Сильном ветре и это практически его максимум).
Максимальная скорость на серфинге на попутной волне — 20,7 км/ч. До серфинга было 20,4. То что я видел на экране GPS в течение какого то времени — 18,8 км/ч. (Это все для старого 6м паруса в прогулке по Охотскому морю и ветра 5-7 м/с)

★ Катамаран рассчитан в походной нагрузке рассчитан на 2-х человек. Покататься — сколько влезет. Одноклассник Альбатроса.
«Штатное» размещение экипажа подразумевается на наветренном баллоне. Именно НА баллоне, а не на палубе. Спиной обычно либо опирался на заднюю поперечную балку, либо сидел спиной к борту — к ветру.
Вещи в нескольких гермах крепятся к точкам на баллонах внутри кокпита. Вся нагрузка на баллонах.

Первая проба на воде, июль 2013

Прогулка по Охотскому морю

Всего пройдено 952 км за 37 дней автономно на катамаране по Охотскому морю. Из них под парусом 678 км, «пешком»- 177 км и 91 км налегая на весло. Ночевал: 8 раз в катамаране на воде (на якоре) и 29 раз на берегу.

Катамаран показал себя хорошо. Надежно и уверенно и в сулоях сбоек течений у островов и на 2 м волнах при пересечении залива Академии. Ощущения были уверенные.
Переходы были 60 км через залив Академии на о. Беличий, обратный переход с Б. Шантара от устья Б. Анаура через залив Академии в залив Николая — порядка 110 км за день, нон-стоп, без берега.

«Лисенок» как база для дальнейшего развития идеи «карманного крейсера» меня вполне устраивает. Идей выше крыши, начиная с добавления airdeck как части палубы и т.д. В общем есть над чем думать и экспериментировать.
Другой вопрос, что все кораблики делаются под конкретные задачи и потребности.

Московское море, август 2014


Детали конструкции

Корпуса — стандартные альбатросовские от верфи Успенских. Красивые, лёгкие, быстрые… недостатки — обратная сторона достоинств.

Поперечные балки — силовые, из газодержащей 850 ткани. Балки не прогибались, я иногда на них сидел как на скамейке (по центру между баллонами). Держали отлично, причем не до звона накачанные. Поперечные балки склеены с основными корпусами как специальными силовыми лентами соединительными полосами, так и элементами конструкции (борта, палуба). Вес одной поперечной балки = 2,9 кг, обе 5,8 ,соответственно.

Рубка-палатка (Первый вариант)
В стояночном положении, с открытыми боковинами, в ходовом режиме (без вещей):

На Охотском море:

Силовые полосы соединения баллонов

Внутри, 5 и 9 см. Разрывная нагрузка на 5 см — 250 кг.

Рулевое устройство

На кевларовых растяжках, одна растяжка была заменена стальной проволокой.
Основное достоинство — легкость конструкции. Недостатки — проблема руления при поднятом руле и сложности подъема руля.

Центральный *люк* переноски катамарана
Герметизация по типу гермомешков, подворотом горловины. Рюкзачные лямки.

Идея в том что ты несешь катамаран почти как рюкзак. Пару раз переносил по километру. Не понравилось. Во-первых только пустой, груженый просто невозможно. Да и пустой крайне неудобно, слишком «пространственный» груз. «Люк» буду убирать.

Переставляемый симметричный выпукло-вогнутый шверц
Вставляется с внутренней стороны наветренного баллона. Опирается нижней частью на баллон, верняя опирается на дюралевую трубку. За день сделан из доски, покрыт яхтенным лаком.

Оттяжки швеца передают часть выворачивающей баллон нагрузки от шверца на опорную трубку шверца другого борта.

А зачем использовал деревянные поперечные жерди?
Две цели: 1) Экспериментировал с ночевкой вдоль передней поперечной балки и вдоль задней — чтобы палубу вверх подтянуть и не скатываться
2) чтобы поднять палубу и меньше волны цеплять (хотя это можно и без дрынов сделать).
Собственно использование дрынов изначально предусматривалось проектом для «экспедиционных» выходов. Так рулевая балка — дюралевая труба. Собрался быстренько в Николаевске и пошел. А когда на море попался подходящий дрын — поставил его, а трубы убрал как резерв.

Фотографии с «верфи»

Фотоальбом

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s