Охотское море — 2013 / 1: «Долгая дорога на ШантарЫ»

Кит, метрах в шести от катамарана
Общая информация, карта

Видео Часть 1: «На Шантары» (full HD, 1,64Гб)

3 августа

Рано утром в Комсомольске-на-Амуре сел на «Метеор». До Николаевска 10 часов. Кораблик на подводных крыльях идет 60-65 км/ч. Дорога ровная))) Только иногда плывучие деревяшки бухают о крылья. Вечером уже был в Николаевске.

Показался Николаевск-на-Амуре
    Закупился продуктами в ближайшем магазине и на берегу в 100 м от магазина надул и собрал катамаран. Уже в потёмках мы с «Лисёнком» (катамараном) перебрались на 3 км на другую сторону Амура, чтобы в городе не ночевать. Мне хватило ночи в Комсомольске.
    На всякий пожарный ночевал на плаву, привязав якорную стропу к штуковине в воде около берега.

4 августа — День первый

9 км в лавировку до 11 утра. Надоело ломиться против ветра. Решил взять тайм-аут, позагорал, подремал в тенечке, книжку почитал, искупался в Амуре, с катамараном повозился.
Утро, уже на другом берегу Амура Передышка. В Амуре много травы
    К вечеру не выдержал — сделал еще один галс до острова посреди Амура. Ночевал снова на плаву под прикрытием тростника и кустов от ветра.
    Поставил дрын для того чтобы приподнять палубу и не скатываться во сне. Спал как сурок — первый раз за неделю с лишним от начала путешествия.

5 августа — 2 день
Амурские волны   Сильный встречный ветер, 5-7 м/с, барашки, порывы 10 м/с. Несколько галсов через все устье Амура.

Сильные нагрузки от нового паруса. Сначала полетела точка крепления носовая точка крепления левого галса. Затем на нештатном режиме согнулась и сломалась одна из трубок реи. (С предыдущим парусом все было аналогично ))) И рея ломалась и усиливалась, в общем традиционно для этапа доводки/балансировки..)
    Потом полетела одна из точек крепления румпеля, подремонтировал прямо на ходу — благо можно дотянуться.
Сорвало ветром и унесло желтую «летнюю» бейсболку. Ну и ладно, у меня еще три варианта минимум — что на голову надеть.

Остановился в полубухточке между скал, достаточно уютно. Скалы закрывают от ветра. У берега полузатонувший ржавый понтон. До условного выхода в море — 6 км. Отремонтировался. В первый раз поставил новую солнечную батарею на зарядку. Солнце правда в дымку ушло, но панель на порядок мощнее прошлогодней — так что хватит.
    Перешел на походное питание. Воду кипячу как обычно на газовом MSR Reactor, в этот раз с собой даже котелок для костра не взял. В случае чего есть стальная кружка.
Мусора в устье Амура как на Московском море — многолетние напластования. Народу пока тоже многовато, постоянно ходят моторки.
Спрятался от ветра за мысом

6 августа — 3 день
    Остановился на острове Удд (теперь Чкалов).
.. достаточно штормового платочка..     По дороге сломался главный парус (одна трубка уса-гика), при разборке ухитрился утопить один ус-гик (5-метровую плеть). Придется использовать запасной (старый) парус. На него есть нужная длина трубок вместе с резервными от дуги палатки. Ветер сильный, сначала поставил большой запасной парус, а потом убрал и его. Чуть ли не половину пути прошел под штормовым платочком.
    Пропала теплая бейсболка, странно, где и как — не понял. Сломалась пластиковая трубка удлинителя румпеля, кажется просто наступил на нее в процессе разборок с парусами, а она достаточно хлипкая. Ну будет у меня теперь две трубки для удлинителя румпеля, все равно я собирался с разными вариантами поэкспериментировать.
    Перетаскивал порядка 100 метров по отмели посреди моря. И плюс порядка 0,9 км у острова Байдуков, там слишком мелко, без шверца остроты курса не хватило, снесло к берегу, пришлось побродить по воде ведя за собой катамаран.
Мель посреди залива, до берега -километры На острове Чкалов
    Очень много рыбы, крупной. Плавает, прыгает, дохлая валяется. Тюленей за день вижу больше чем за все время на Байкале. Любопытны и не так пугливы как на Белом море, проплывет в 5 метрах и в ус не дует. Хотя на лежбищах особо близко не подпускают. Плюх и в море, потом только морды любопытные вокруг нас с Лисенком ))

7 августа — 4 день
Перепрыгнул стационарную сеть   Приключения продолжаются.. ))) Встречный ветер. Проводка вдоль пляжа на длинной уздечке — якорная стропа метров на 30-40 (уже не помню )))
Катамаран отлично идет корабликом. Видел трех бурундучков. Чегой то промышляют именно по урезу моря. Один на меня чуть не наступил ))) Не смотрит куда прет, понимаешь… )))
    Здоровые сети, метров по 400 в море, стационарные. Увешаны рыбой.Головы у рыбы уже толпящиеся вокруг ластоногие пооткусывали. Деликатес?

Через проливчик в 250 м от острова Чкалов на Петровскую косу переправлялся 3 раза!! )))
    В первый раз — сплошной туман, видимость метров 40. Пошел через проливчик. Вроде по GPS должен быть берег, а кругом только молоко.
    Вернулся обратно на остров и пошел выше по проливу и выше по ветру. Чтобы дальше на косу попасть от окончания, с запасом. Туман, иду. Туман несколько рассеивается и я, наконец, вижу оба берега. Отливное течение меня быстро несет мимо косы. За 30 метров от косы упираюсь в водоросли и нас с Лисенком благополучно выносит в море. И снова опускается сплошной туман!! )))
    Пытаюсь идти по GPS к берегу острова. Фиг там! Куда нос не поверну под парусом — курс всегда вдоль берега! В море! Даже мысля мелькнула — не накрылась ли система GPS ))) Не сразу сообразил, что просто ветер совсем никакой и моя скорость под парусом 1-2 км/ч не меняла основной вектор сильного течения. Пошел к берегу ориентируясь по солнцу. Отнесло на 3 км от точки старта.     Снова корабликом по бережку, снова переполз через сеть. Но тут туман рассеялся и я отлично преодолел эти несчастные 250 м при встречном ветре и сильном течении. Чуть парус тянул + весло.
    Прошел дальше по Петровской косе 4 км корабликом. Забавно шлепать тапочками по ледяной воде Охотского моря, когда ноги окатывают волны накатного прибоя. По песочку хорошо шлось. Когда волны стали доставать выше решил не брести по наклонной гальке, да и устал уже.
    Остановился передохнуть и перекусить. А тут ветер встречный усилился и туман снова по ветру прибежал холодный. Решил остановиться — хватит на сегодня. Вещи на проветривание, солнечную батарею на подзарядку. Допишу и устроюсь книжку читать плюс сушеную клюкву открою полакомиться. Устроился на берегу под лодкой. Между корпусов спрятался от ветра.
    Охотское море учит и показывает свои особенности. Как Бело-море, как Байкал в первые дни.
Кедровый стланик непроходим Между корпусами можно укрыться от ветра

8 августа — 5-ый день
    Встречный ветер, сильный прибой. Пасмурно. Пресная вода закончилась. Собственно вчера 0,5 литра оставалось. Набрал еще 3 литра в озерце на острове Чкалов, но вода соленая, меньше чем в море, но солоноватая. На чай не годится, ее можно только на омлет, картошку, суп — чуть пересолено, но вполне съедобно. С утра стал добывать пресную воду — стряхивал капли с травы в кружку и переливал затем в бутылку. Набрал 0,8 литра. Чай вполне хороший получился. Одновременно разложил парус — собирать мелкие-мелкие капли тумана. С паруса еще набрал больше литра, в общем жажда пока не грозит.

Прошелся туда-сюда по берегу. Пластиковые бутылки в основном китайского происхождения, наших немного. Правда неизвестно где и когда кто их выкидывал. Что интересно, на Петровской косе пластик ТОЛЬКО этого года, многолетних напластований как на Белом море нет. Куда подевался пластик прошлых годов — непонятно. Льдом унесло? Ураганными ветрами закинуло вглубь зарослей кедрового стланика? Лед, кстати, в этом году как мне сказали сошел здесь только 26 июля. Так что приедь я на неделю пораньше и мог бы вообще застрять во льдах )))

Пошел дождичек, набрал с паруса порядка 35 литров воды. Собственно от того что делать было особо нечего, мне столько воды не нужно. Еще столько же пресной воды осталось на парусе. Проблему пресной воды решил и в общем то на этом развлечения на Петровской косе закончились. Как тут Невельской зимовал — непонимаю, место скучное и весьма унылое ))))
Сидим, ждем...

Ветер встречный, прибой слишком широкий9-10 августа — 6-7ой дни

Ветер встречный и слишком широкий и мощный прибой — на уздечке провести катамаран не получится. Лавировка в текущей конфигурации практически бессмысленна. Солнца нет, вообще непонятно где оно.. в какой стороне даже приблизительно. Все серое, постоянно туман, постоянно морось или дождь. Устроился под катамараном, читаю.

11 августа — 8 день
    Прибой чуть утих. Бурлачил 21 км катамаран на уздечке. Видел как в ручей заходила рыба на нерест. Не стал останавливаться на фото/видеосъемку ибо дождь и пришлось бы два раза Лисенка два раза через прибой проводить, что не доставило бы удовольствия ни мне, ни катамарану. Надеюсь еще встречу, это собственно был первый такой ручей впадающий в море который мне попался на пути. К вечеру ветер вроде бы стал слабее, может быть поменяется завтра.

12 августа — 9 день

Встречный ветер. Проводка на уздечке 29 км. Погода все та же — серая. Шестой день встречный норд-вест без изменений. Очень сыро, стараюсь не доставать фотоаппарат, да и снимать пока особо нечего.

13 августа — 10 день
    День приключений. НАчалось ночью…
    Просыпаюсь от того, что кто то дергает катамаран. Что за фигня? Беру фальшфейр, вылезаю с фонариком… Картина маслом: лиса — в зубах стропа на которой я лодку вдоль берега провожу. Лиса ее тянет и дергает. Вроде бы небольшая, а сильная однако. И не боится особо, шуганешь — чуть отбегает и снова за свое черное дело. Камешки тоже не особо впечатлили рыжую террористку. Отобрал стропу и закинул ее наверх, в катамаран, вне досягаемости — все равно еще пришлось раза два гонять, пока дальше ушла по своим рыжим вредным ночным делишкам. Лиса, кстати, успела сначала вытянуть стропу на все ее 40 метров и отгрызть окончание метра в два.
    А при мне это она не удовлетворившись результатом уже отгрызала стропу у самого основания. Сообразительная бандитка! Зачем ей стропа понадобилась — не разумею! Единственный вариант — хотела чтоб я не мог катамаран вести способом «бурлак на пляже». Террористка — одно слово! )))
Первая ночная лиса Белоплечий тихоокеанский орлан
    Еще где то через час после эпической лисы вдоль прибойной полосы мимо катамарана в 15 метрах прошагал мишка. Косолапый, поровнявшись с катамараном похоже учуял запах человека и перешел на галоп и его силуэт на фоне моря скрылся в ночи.
Солнышко - значит подзарядка
    День выдался в кои то веки не сплошь серый. Яркое солнышко, верхних облаков не было, только яркий-яркий туман понизу. Лицо обгорело, но зато солнечная батарея поработала )))

Видел в 150-200 метрах косаток. Кажется мальчик и три девочки.

Ночевал на якоре у берега.

Косатки Островок Коврижка

14 августа — 11 день
    Погода хорошая — солнце, но периодически накатывает туман. Ветер неустойчивый и слабый, иногда штиль. Видел вдалеке одинокий плавник косатки. На тюленей внимание давно уже не обращаю, хотя надо будет их пофотографировать. Но для этого нужно солнце и отсутсвие дождя.
    Ночевал на якоре в заливчике перед заливом Рейнеке.
Утро. Туман. Пора идти.. Ужин на плаву

Стражи мыса Александра15 августа — 12 день

Ветер колбасило. Дошел до мыса Александра — там мощный встречный ветер. Лисенок в лавировку на двух галсах вернулся в то же место. Старый парус не вытягивает и плюс еще встречное отливное течение вокруг мыса.

Чуть вернулся — везде скалы — вылез на валуны. Не слишком комфортно, но лучшее из того что есть поблизости. Есть даже ручей, можно хоть месяц тут сидеть )) Но лучше бы завтра попутный или по крайней мере невстречный ветер )))

Весь день в тумане — дымке.

16 августа — 13 день

Сплошной туман. Ветер тот же. Жду среди валунов. Подзарядил все по мелочи. Читаю книжки.

Периодически дождь. Живу под тентом-парусом на большущем валуне. Построил из валунов и деревяшек стенку от ветра.

Парус-тент

17 августа — 14 день
    Ветер чуть притих и с трудом удалось перевалить за мыс и пройти дальше. В паре километров следующий мыс. До него не получилось — сильный встречный ветер и прибой. Остановился еще до обеда.
    Устроился за скалой.
    Сходил погулять дальше к мысу Топографический — очень красивые скалы.
    Снял видеоролик берега с поднятого на сильном ветру кайта — посмотрим что получится.
    Проветрил вещи, подзарядил аккумуляторы от солнечной — раз уж светло и сухо. Все аккумуляторы полные, еще первые. Запасных ни одного пока не трогал. И это несмотря на то, что солнце пару дней было, а так в основном туман и видимость от 40 м до 1 км.
    Напротив проглянула верхушка острова Рейнеке, низ так и не показался — все в тумане. Затем снова все ушло в туман.
Верх острова Рейнеке над туманом

18 августа — 15 день

Стою. Дождь, сильный встречный ветер. К вечеру стало проясняться — посмотрел первый закат на Охотском море.

Ветер сдувает водяную пыль с гребня волны

19 августа — 16 день

Сильный встречный ветер. Перешел на один километр с копейками — к самому мысу Топографический — там красиво.
    Перетащил по берегу в 3 ходки — катамаран и две ходки — вещи (включая якорь — трак от гусеницы))). В проводку не смог — ветер меня утаскивал назад Ж8-)) Катамаран переносил на лямках как у рюкзака в цетральном «люке».

Зато распогодилось, голубое небо, солнце, сухо. Фотографировал, снимал видео.

За поворотным мысом сильный встречный ветер и волны с гребешками. Из 16 дней — 14 встречный ветер )))

Момент появления солнца над горизонтом
20 августа — 17 день

Встречный ветер, сильный. Попробовал в лавировку — фиг там, сносит нас с легоньким Лисёнком))
    Унесло течением на 1,5 км от старта назад. Пришлось полностью повторять вчерашнюю процедуру — перетащить все по берегу. Прибой слишком мощный.

Зато погода установилась отличная))) Повозился с катамараном, что то подремонтировал, кой чего усовершенствовал, с чем то поэкспериментирую..

Глаз левый вроде возвращается в норму. Может аллергия какая и супрастин помог.
Профилактический осмотр

Снег лежит однако )))
21 августа — 18 день

Воспользовался тем, что ветер несколько утих и перевалил через мыс Топографический. Прошел дальше на 7 км. Остановился у выемки с плавником и водопадным ручейком.

Берег северный — куча снежников еще лежит — часто — у ручье и оползней.
    Интересно — 21-ое августа и снег ))

Снежник, 22 августа

22 августа — 19 день

Сначала бурлачил по берегу 14 километров, в промежутках немножко удалось ветер поймать и погрести чуток пришлось. Затем после обеда включили бакштаг — попутный ветер. Пробежал еще 22 км вдоль длиииинной косы, которая отделяет от моря озеро Мухтеля. Озеро тоже длиной километров тридцать и шириной метров пятьдесят )))

В 20:00 ветер стал стихать, а солнце садиться. Вытащился на берег, ночевал на берегу.
Глажу море.. ))) Уходящее солнышко

Кит, метрах в шести от катамарана
23 августа — 20 день
    С утра встречный, слабенький. В проводку по косе и дальше — больше 20 км. По галечному откосу косы идти неудобно, скат слишком крутой. Ближе к вечеру подуло что то благоприятное.

Встретил первого кита. Шел на слабом ветре через заливчик. Смотрю спереди волны у валуна пенятся, чуть поворачиваю, чтобы обойти в нескольких метрах… еще мысль «странно вроде там валунов не было надводных…» Потом смотрю — валун нырнул.. )) Я, соответственно, за фотоаппарат — сделал пару кадров когда он вынырнул метрах в шести от катамарана. Потом поменял объектив на телевик, ждал когда еще вынырнет, но кит решил нырнуть далеко и надолго, не увидел я его больше.
    Но зато встеча с китом компенсировала всю утомительную сегодняшнюю работу бурлаком. Интересно все таки зрелище. Сразу довольное и счастливое настроение )))))
Мыс Св. Кекур
    Остановился в чудной бухточке. Ночевал с Лисенком на якоре — много медвежьих следов было на песчаных пляжах, свежих. Набрал воды из ручейка, чтобы утром время не терять. Из бухточки у мыса Врангеля можно стартовать через залив Академии к Шантарам.
    На песке заинтересовал странный след, так и не понял кто бы это мог быть? Может кто раненный, но все равно непонятно.
На пляже в бухточке Здесь недавно топал Миша И кто бы это мог быть???

24 августа — 21 день
    Пересек залив Академии — 60 километров по морю. Траектория была приличной зигзугой — сильное отливное течение у мыса Св. Кекур.
    После обеда задул приличный норд и я добежал до острова Беличий. Вот собственно я и добрался до Шантарских островов )))
    Видимость сначала была отличная, потом с севера принесло полосу тумана и закрыло все острова. Сплошной туман, видимость метров двести. Так что порядка 40 км пришлось идти ориентируясь по компасу, волне и ветру. Впрочем в не особо сильный бейдевинд по ветру идти легко — сбалансировал лодку, зафиксировал румпель и дальше катамаран идет сам по себе под нужным углом к волне и ветру. Время от времени только контролируешь общую позицию.
    На ночь встал на берегу Беличьего недалеко от живописных скальных столбов.
Много топорков )) Северо-восточная часть острова Беличий Скалы на восточной стороне

2: «Шантарские острова и обратно»