Байкальская «кругосветка» — 2012 / 1: «Курс на юг»

Видео ▶ Часть 1: «Курс: зюйд» (full HD, 1,81Гб)

Часть 1: С севера на юг вдоль западного берега Байкала

23 июля 2012 День первый
В Северобайкальск поезд пришел к обеду.
В 16 часов я был уже на воде Байкала. Благо Байкал от станции чуть ли не буквально «через дорогу».

Сначала пришел на пляж, тепло, народ загарает и даже купается. Плюхнул вещи в кучу и пошел обратно в город за продуктами.
Решил что пока буду ходить вещи люди в купальниках не растащат, да и напугаться пулся.

Байкал встретил встречным штилем, попробовал парус — бестолку, перешел на весло. Погреб часик, а затем для знакомства байкальская Ветра решила врубить сбоку из заливчика шквальчик. Это буквально через пару часов на новой воде то..
Заливчик я пролетел быстро.. )) За полдня 18 км, причем 12 за последний час.
Так что за первые полдня на Байкале я ознакомился со всеми характерными особенностями… и со штилем, и со шквалом

24 июля День 2-ой
Ветер меняется по времени и мысам на противоположный. За день был и попутный, и встречный штиль, и средненький вмордувинд. В общем и погреб, и покатался, и поиспытывал терпение на лавировке. Небо все в тучах, солнца нет, даже прохладно как то.

25 июля День 3-ий
Жизнь без солнца. День третий. Все в тучах, мелкий дождик, видимость метров 200. Все серое, иногда такой же мелкий встречный ветер. Проще сказать, что ветра нет.
Рано проснулся, позавтракал омлетом, почитал книжку и завалился снова спать под мелкий перестук по крыше палатки. Проснулся — все та же дождливая мелочь. Вылил дождевую воду из тримарана вынув сливные пробки и завалился дрыхнуть обратно.

К обеду распогодилось, наконец-то солнышко и голубое небо. Только ветер встречный, в лавировку надо идти. На тримаране не так напрягает, как на Викинге, лежишь себе, авторулевой рулит, ты фотографируешь, снимаешь видео, еще чем по хозяйству занимаешься. Ну это ветер слабый, потребный контроль за окружающим минимален.

26 июля День 4-й
Солнышко, встречный ветер. Весь день в лавировку.
О, Матерь Божья, даруй мне терпения, даруй сейчас же!!

27 июля День 5-й
Вышел рано (лагерь сворачивать не надо, просто столкнул тримаран в воду и пошел, на ходу переводя вещи из ночного состояния в походное). Ветер был галфоштиль, затем бейдоштиль. На тихом ходу позавтракал сублимированным творожком и кофе. Так прошел 2,5 км, потом полный штиль. Вылез на нос (тестировал один из вариантов гребли) и помахал веслом пять-шесть километров, пока снова не очнулся ветер. Сидеть на носу тримарана и грести байдарочным веслом в трех километрах от берега даже на штилевой глади Байкала — ощущение забавное. Но волны не было, еле заметная пологая зыбь.

Затем бейдевинд 5 км и снова в лавировку. Солнце шпарит- хорошо — солнечная батарея заряжается, я загораю. Но на лицо уже бандану, оно уже вчера достаточно загорело, хватит ему пока. Нос уже ощущается.

28 июля День 6-й
Вышел на попутном штиле. Тримаран идет себе потихоньку, а я занимаюсь текущими хозработами. Байкал тих и волнисто-зеркален.

Лодка на штиле идет 2км/ч — больше чем в лавировку получается по генеральному курсу ))) Причем я ветра вообще не чувствую, только по чуть отклонившимся легчайшим колдунчикам.

29 июля День 7-й
Вышел в 6 утра. Все быстро меняется.. ветер, погода. Утром с восточного берега Байкала прибежал дождь.Пришлось 2-3 часа ползти под дождиком. Потом ветер выключился, полкилометра помахал веслом — снова включился. На Елоховском — граница Байкало-Ленского заповедника. Пошел дальше правым галсом в лавировку. Ветер уже седьмой день с юга Байкала дует на север. То есть встречный в целом. .. Ветер зашел на несколько румбов к востоку и стал не легким дуновением зефирчика, а ветерком. Тримаран пошел живее и радостнее.

Снова солнце и голубое небо с белыми барашками облаков. Утром интересно было смотреть как облака карабкаются на береговые горы вверх, или спускаются вниз, или висят «зацепившись». Много снега в теневых местах, а уж август на носу.

Байкал начал оживать, несколько раз видел нерп. Утки тоже присутствуют, но не такими стаями как на Белом море.

От Елохинского до Заворотного 30 километров, иду в 4 километрах от берега, так ближе )))
Эх ветер, ветер… он сдох через 12 км.. и началось.. полтора километра гребли… ветерок с какой то стороны — на нем метров 700.. Затем снова ветер снова начинает считать румбы. И снова километр гребли… и снова на ветерке… И тд… и тд
Встал на якоре у берега, только начал вкушать приготовленный ужин как заскрипела галька, захрустели ветки. Я ужин в сторону и за фотоаппарат, дело к сумеркам, но света еще достаточно. Но мишка решил не показываться на глаза большой желтой штуковине стоящей недалеко от берега, на галечный берег так и не вышел, прохрустел вдоль берега за прикрытием кустов.

30 июля День 8-й
Вышел в 7 утра. Поставил парус, поднял якорь и на ходу стал укладывать вещи из спального в ходовой режим.
С утра погода хорошая, сразу солнышко ощущается. Пока 5-6 км/ч на попутном ветре, а дальше посмотрим…
.. Прошел хорошо 18 километров, а дальше началось. Ветер сдох и считает румбы, слабый ветерок то с одной, то с другой стороны. Со всех 360 градусов и абсолютно случайным образом. Так развлекались порядка часа, а затем на час включился ощутимый галф. Затем снова полчаса перенастройки паруса под слабые ветерочки с противоположных направлений.

.. После обеда дали хороший попутный ветер, бакштаг-фордак-галф. Направление менял, но дул нормально.
Тримаран пошел хорошо и я вышел за границу заповедника, пройдя его основную часть за один ходовой день.

Остановился на ночлег, вытащил тримаран, накрыл парусом, разложил на земле запасной парус — сушиться. Ставлю палатку…

… и тут пришли коровы. Стадо вечером в деревню возвращалось. Само по себе. Столпились вокруг лодки и палатки и таращатся. Любопытные коровы однако. Но вид был забавный.

Пока я фотографировал этот кружок любопытствующих и то как коровы проявили интерес к лизанию запасного паруса (там наверное еще с позапрошлого года Беломорская соль на парусе осталась)… в общем пока я любопытствовал любопытствующими — какая то корова наступила мне на свисающий край основного паруса около лодки. А там камни — результат — дырка в парусе… Блииин!!.. Бойтесь не шквалов, а любопытную корову!!!

31 июля День 9-й
Все зло — от коров!!! Всю ночь шел дождь, а под утро с Байкала начали приходить шквалики. Что то меня толкнуло и я вылез из палатки посмотреть как там тримаран поживает. Смотрю — парус вывернуло буквой зю. Я парусом как тентом кокпит накрываю, излишество, конечно, но как то сложилось. Я то как раз от шквалов с Байкала его с той стороны к земле камнями прижал, а после нашествия любопытных и осмотра дырки я забыл вернуть каменную страховку на место, вот его и завернуло. Я, честно говоря, даже не думал что трубки гиков могут так изогнуться и не сломаться. А так только изгиб чуток появился на паре колен. И это не страшно, я могу и переставить колена в то место где они не так работают на упругость. Да и запасные есть.

Но все зло — от коров!! Истинно говорю вам!

Вышел только в 12. Пока дождь, пока парус штопал, пока трубки переставлял, пока вещи из палатки в тримаран перетаскивал и укладывал…
Пошел потихоньку.. Сначала ветер крутил, через каждые 50 метров менял направление самым случайным образом. Соответственно активно пришлось перенастраивать парус. Потом, когда отошел подальше, вроде и ветер стал ощутимее и вилять он стал «только» на 90 градусов со стороны кормы. Тримаран живенько пошел на вполне удобном ветре.
Погода пасмурная. Сплошные тучи. Но это и хорошо — от солнца тоже нужно отдохнуть. Я несколько перезагорал, а уж нос тем более, как его не прятал, все время в бандане на лице неудобно, а весь вчерашний день был в очках и бандане, закрывающей лицо.
В кои то веки вообще не видно противоположного берега Байкала. Только остров Ольхон виднеется спереди по левому борту. Интересно, что я пока так и не видел прозрачного воздуха как на Белом море. Постоянно все в голубой дымке и рассеянных облаках.
Посмотрел на ветер, подумал и решил сегодня сразу на Ольхон идти..

Переход на Ольхон получился несколько сложнее ожидаемого. Ветер и волна предполагались. Хотя тоже серфить по гребням метровых волн в 10 км от берега хотелось бы и поменьше )))
А вот облако-туман как то не предполагались. В 1,5 км от Ольхона я вошел в плотный туман, Ольхон был не виден еще с середины пути. В тумане шел по GPS, по ветру.
Меньше километра до берега, видимость метров 50 в лучшем случае. Слышу фырчит и шумит что то. Ну думаю, Кометы так близко от берега, да и по звуку это что то небыстрое. Слушаю дальше, смотрю… Ага, выползает из тумана катер-теплоходик. Скорость у него только ненамного больше моей (у меня 10-12 км/ч). Если бы я его не пропустил отвернув, то я бы ему прямо в центр борта въехал. Курсы были перпендикулярные. Впрочем это не страшно, тримаран легкий и упругий, но зачем излишние приключения?? )) Разошлись и пошли дальше в тумане и клочьях облака, разорванного Ольхоном. А тут и берег показался с пляжиком, куда удобно приткнуться, чтобы передохнуть после не самого легкого перехода.

1 августа День 10-й
Сплошной туман, видимость 20-50 метров. Воспользовался окном в тумане и ветерком и чуток прошел вдоль Ольхона на другой пляжик.

2 августа День 11-й
Все тот же черт. Облако-туман. То вообще ни фига не видно, то несколько просвечивает. Прошел на веслах и ловя ветерки с разных направлений, чтобы отдохнуть от махания веслом.

Начались песчаные пляжи, сосновый бор, отдыхающие с палатками и автомобилями. Ну и мусор, соответственно.

Ольхон — популярное место отдыха. Места здесь красивые и удобные. Остановился прямо на песчаном пляже. Народ активно бродит и всячески отдыхает в меру своего разумения. Музыка, крики, человеки..

3 августа День 12-й
Вышел в 7 часов утра. До обеда все тот же туман, ветра нет.Пришлось выползать из тумана к берегу, пока на меня не наехали. (Эффективность бутылки с кусочками фольги в качестве радиолокационного отражателя для меня не очевидна, да и не у всех радары стоят)
В общем вышел на пляж и повел тримаран на уздечке. По песчаному пляжику гулять — удовольствие душевное, да и тримаран легко идет. Пару километров прогулялся по песочку, а там и туман начал уходить.

До обеда в основном греб, после обеда ветер все-таки появился. Стихал, дул с разных направлений, но в целом можно было идти под парусом. Остановился уже в сумерках, на пляжике после Ольхонских ворот.

4 августа День 13-й
Отошел от Ольхонских ворот и ветер начал долбать с разных сторон. Порывы по 10-12 м/с с противоположных!! направлений. Неприятно. Убрал основной парус и первый раз за все время поднял висящий всегда внизу мачты маленький штормовой парус. Пошел под ним по пологой иагонали к берегу, галф.
Соответственно остановился рано. Было время погулять и залезть наверх, на береговые горы. Лесов нет.

5 августа День 14-й

С проезжавшего катера местные доброжелатели сказали, что ожидается усиление ветра до 18м/с. Если правда, то йето больше чем хотелось бы. Пошел к берегу, рано встал на стоянку, но зато занялся накопившимися хозработами.

По берегу — степь. Полынью пахнет. Ветра не заметил, метров 7 было судя по воде сверху.

6 августа День 15-й
Остановился в уютной бухточке без дорог, автомобилей, рыбаков и охранников нацпарка. Встал под сосной на которой как оказалось устроил гнездо какой то хищник. Птенцы немаленькие, но только один энергичный.

7 августа День 16-й
Вышел в 7.30. Шел на веслах вдоль затуманенного берега. Мистическая картина….

Пропустил встречный штормик со сплощным туманом. Пошел дальше. Ветер все встречный, южный
Приткнулся в разрыве между скал, маленькому тримарану много не надо.

8 августа День 17-й
Шел с утра в лавировку. С берега кричали и махали руками, решил подойти поинтересоваться. Говорят «Горная, горная!! К берегу давай!» В общем зазвали в гости. Горной правда не было, местный товарищ на почве неограниченного потребления горячительных напитков вероятно уже дни стал путать когда что говорили по радио)))
Но зато с парой отдыхающих семей познакомился. Пообщались, угостили меня омулем, покормили по-домашнему. С детишками пообщался. Забавные. Хорошие.
Было время погулять вокруг, симпатичные места.

9 августа День 18-й
Бейд до Бугульдейки. Потом чуть лавировки.
По берегу стали встречаться туристы. Увидел четырех женщин сидящих на берегу и явно инструктора. Вспомнил кое-кого )) Дальше лагерь палаточный, коняшки..

10 августа День 19-й
С утречка пробурлачил тримаран на уздечке порядка 1 км. По камням проводить весьма неудобно, это не песчаный пляж. Затем включили несильный фордак, который усилился до 7-10 м/с, волну быстро разогнало до 1 м
Побежали!! 86 км в итоге за день. Неплохо.

11 августа День 20-й
Утром штиль, голубое небо, табунчики туристов пешком, на байдарках.
Снова с утра бурлачил тримаран вдоль берега. Снова камни. Потом включили несильный ветерок, потом его выключили и я решил зайти в Большие Коты на предмет магазинчика. Купил себе пряников, зефир, конфет к чаю. Магазинчик так себе, неинтересно.
Напротив Котов сфотал с 5 метров разнежившуюся нерпу, тихий ход по легким ветерком.
Очень много туристов (по моим меркам), но и места очень красивые. Оно того стоит.

12 августа День 21-й
Гребной день в жарком мареве байкальского штиля. Прошел мимо Лиственки и пересек залив. Махал веслом весь день буквально. Иногда только легкие зефирчики давали чуток передохнуть.
На подходе к другому берегу залива услышал цикад(?), их стрекот идет с гор над КБЖД и слышен за пару километров от берега (штиль, прибоя нет).
Остановился пораньше. Солнышко, ветерок — проветрил вещи из герм.

13 августа День 22-й
Ветер дебильный. Встречный штиль со шкваликами, налетающими с переменой направления больше 90 градусов. Ни грести, ни лавироваться. Прошел километр, махнул рукой и устроился на берегу, сделал паузу. Пил чай с зефиром. Подклеил баллерный узел (нижнюю пластиковую «штуковину» крепления руля ))), а то начало рваться от постоянных переменных нагрузок в одном месте. Пластик не выдержал, подклеил усиления из полосок ПВХ с внешней и внутренней сторон.
Сжег накопившийся с Северобайкальска мусор — обертки. Первый раз зажег костерок. Пользуюсь исключительно газовой горелкой.
Метрах в 60 в прибое лежит дохлая нерпа, но миша вряд ли придет, по этому берегу никаких их следов не видно.
Весь день тучи, ветер шквалами. К вечеру выглянуло солнышко и ветерок стал легким зефирчиком — сразу жарко.

14 августа День 23-й
Тучи — солнце — тучи… В солнечной «дырке» постирался, помылся, в очередной раз окунулся в Байкал. Ветра нет, иногда дуновения с разных сторон.

Интересное ощущение — полное расслабление. Никуда не идти, не мчаться слишком быстро, ни на какой скорости. Наслаждаться настоящим, тем «Сейчас», которое отдает вечностью.