Беломорская «кругосветка» — 2011 «Карельский берег» , 5 часть

Часть 5: «Карельский берег Белого моря»

Видео Часть 5: «Карелия» (full HD, 1,85Гб)

14/08/2011 • 28-ой день
Пересек Кандалакшский залив по линии мыс Турий — остров Сидоров. 30 км.
Прошел, ветерок можно было бы и посильнее чуток, шлось бы быстрее. Волны особо не было. Дошел до островов. Набрал еще пресной воды в дождевом бассейне, размял ноги и пошел дальше мимо старых знакомых мест: острова Кишкин, Сидоров, Кереть.

Остановился на ближней к Чупе оконечности Большого горелого. Я там и в прошлом году ночевал.
+53= 885 км

15/08/2011 • 29-ый день
Лагерь за год практически не изменился. Все тот же очаг, стол. Мусора нет. Оставлен запас пресной воды. Ну и как водится — соль, практически на всех стоянках. Берут вероятно в надежде на много рыбы ))

Утром прошелся вокруг стоянки по острову, по дороге набрал себе моховиков, подосиновик и подберезовик. Сегодня у меня костер и грибной суп. Все как в прошлом году ))) А потом надо ближе к Чупе сходить — смски отправить, что все хорошо.
Утром хорошая погода, небо голубое, солнышко, ветра нет, хотя вон подальше вроде рябь есть. Похоже есть все-таки легкий ветерок в сторону Чупы. Пожег накопившиеся упаковки и освободившиеся бутылки, прочий мусор. Плотненько перекусил и надо бы собираться, но так хорошо — солнышко и мухи ен кусают… аж двигаться неохота.
Ветер усиливался и я быстро добежал до излучины напротив Полунги, там на берегу уже кое как берет МТС, неустойчиво, иногда пропадает, но отправить/получить смски можно.

Отправил и пошел обратно, к морю. Туда быстро под парусом, обратно напрягаясь на веслах против ветра. Дошел до поворота берега. Тут затишок, хорошо, а за мысом я бы уже не прошел, сдуло бы нафиг. Остановился на новом для себя месте. Открыл для себя новую стоянку. Тут еще и речушка с запрудой для баньки есть.
Вечером не стал костерить, на газу — картошка и кофе. Закончился еще один, третий баллон, осталось еще два.
Мыс прикрывает от ветра, голубое небо, вечернее солнышко — полная лепота. Даже комары до заката не докучали. Прошелся в одну сторону вдоль берега — набрал еще кучу подберезовиков. Ужинал на берегу, на скалах при вечернем солнце. Но оно уже заходит и с ним быстро уходит тепло — пора ставить палатку. Да и комарики уже, комарики..
+25= 910 км

16/08/2011 • 30-ый день
Голубое небо, день пока будет жарким. Ветер кажется откуда то с Ю-В (у меня тут полный штиль, приблизительно сужу по штилевым зона вдоль берегов).
Провел ревизию оставшихся продуктов после 30 дней путешествия:
сгущенка (куплена в Кузомени под ягоды)
суп грибной (костер) — 2 шт, галеты — 5 2/3 упаковки, крекеры — 1 2/3 упаковки, картошка — 3 литра, сахар — 3,5 кг, сникерсы — 31 шт
супы сублимир — 6 шт, омлет — 2 шт, творог — 1, плавленый сыр — 1, говядина — 5 шт, чай — до фига, кофе — наличествует, витамины
Прошел 4 км — минимум за все путешествие. Сильный встречный ветер, 7 м/с и короткая волна. В лавировку бессмысленно — два галса по 0,5 км, а по курсу всего 150 метров. Упираясь под веслами дошел до следующего мыса — тут снова лето, штиль и снова есть ручей недалеко.

Заклеил очередную дырку полученную о камень в процессе перехода в какой то раз пограничного состояния вода-берег в неразгруженном состоянии.
+4= 914 км

17/08/2011 • 31-ый день
Хорошая погода, но ветер все тот же. Правда пока еще не так раздуло, утро еще. Мдаа.. будильник поставил на 6 часов, чтобы выйти пораньше, но получилось иначе. Я тут сетку нашел и из любопытства что попадется поставил ее в заливчик на ночь. В общем пока никуда не двигаюсь — сегодня у меня рыбный день. Отпустил 4 трески маленьких и 5 маленьких камбалок, пусть растут. Оставил себе 3 приличных камбалы и сёмгу. Думал пока чистил и потрошил, что с камбалой делать. Помню на шпажках их народ жарил. Но технологии не знаю.
Решил сделать уху из головы и хвоста сёмги и филе камбалы. Весьма наваристо для моего литрового котелка получилось.
Ну и малосольную сёмгу — даром что ли я тут 900+ км по морю зачем то крупную соль вез? ))) Тоже первый раз и сёмгу разделывал (кстати легко относительно других рыб) и малосольку делал. Правда тоже технологии не знаю. Рыбу ловить не собирался и вопросом как то не озадачился. Сделал из общих соображений. Надеюсь особо не пересолил.

На солнышке в заветрии — южное лето, припекает, ох припекает.
Сходил по берегу посмотреть нельзя ли как то обойти ветер. Грибов по дороге видел — тьма, но пока только вздыхаю когда их вижу. Хватит пока.
Почистил немного стоянку, сжег мусор, бутылки, обжег банки. С берега из плавника приволок доску в лагерь. Плоская поверхность не помешает, а то тут все из бревнышек.
Вечером собрался в ожидании, что ветер к закату утихнет. Пошел, с трудом продвигаясь на веслах. На траверзе Керети подъезжает ГИМС. Тут рассказывать особо нечего. Мне их даже жалко немного, «служителей закона». Но все равно противно, хоть и пытаюсь к ним как к людям относиться, искать что то хорошее. В общем придется заплатить 500 руб «гостеприимному» ГИМСу Лоухского района за плавание по морю без регистрации лодки. Ну и шут с ними. Та красота и то мироощущение, которые тебе дарит губа Чупа стоит неприятной встречи с нашим государством и 500 рублей.
Пошел дальше, только вышел из-за прикрытия мыса острова Кереть, стало понятно что ветер утихать и умиротворяться не собирается. С огромным трудом, упираясь изо всех сил, потому как если чуть ослабить греблю — сразу назад сносит, прошел еще 3 км вдоль Керети и в потемках в прибое пристал к берегу. Перетащил вещи и лодку через камни. Повернул лодку на бок, чтобы от ветра прикрывала и улегся дрыхнуть как был в водном одеянии и спасжилете. Сверху еще спальником накрылся.
+6= 920 км

18/08/2011 • 32-ый день
Переночевал, утром тот же сильный встречный ветер и прибой, но место было неинтересное, ждать там скучно. И я повел лодку вдоль берега на длинной 15-20 м уздечке. Гибрид большого воздушного и водяного змея. Тяжеловато шла лодка, пришлось поставить ее чуть ли не лагом к направлению тяги из-за ветра и прибоя, а то на берег выносило сразу. Пробурлачил так еще 2 км вдоль берега острова Кереть. Я по берегу, по валунам, а лодка по морю в 15 метрах. Тяжело, но двигались. Вышли на траверз острова Боршовец и я под парусом траверсировал в затишок за остров Боршовец на западной оконечности. Место прикрыто от ветра и снова полная летняя лепота. Причем ни мошки, ни комаров — всех ветром сдуло. Стоянка неплохая и место хорошее. Вытащил лодку и вещи развесил на сосенках. И пошел, как обычно, с фотоаппаратом остров исследовать вдоль берега.

Красота однако. Как же здесь хорошо, на островах. Дальше был заливчик с рыбацкой избушкой, тоже от ветра прикрытый. На острове нашлись многочисленные бассейны с пресной дождевой водой. Отлично.
Перелил свою воду в котелки и сходил принес себе еще 6 литров, теперь у меня большой водяной запас.
Губа Чупа — я назвал ее негостеприимной, но я не прав — это не губа, это люди, как обычно. Губа — она как красотка прихорашивалась передо мной и одаривала и грибами и нежданной рыбой. И сейчас, как рассерженная ревнивая женщина, договорившись с Остом, не хочет меня выпускать. Но мне нужно идти дальше, хотя я и надеюсь, что еще вернусь сюда — здесь хорошо. Мне здесь лучше всего из всего путешествия по Белому морю. Спасибо тебе, милая, за красоту и за гостеприимство. Восхищай и бери за душу путешественников и дальше. Пусть только они не портят твою красоту и твой мир…
Сёмгу таки пересолил, как и ожидал. Надо будет дома в инете посмотреть как это делается по правильной технологии. А так ничего, вкуснотищщща. Ням-ням…
Пока дальше идти не могу. Мне в пролив Глубокая Салма у Пежострова. Но я туда сейчас не доберусь — снесет, стоит только из-за мыска выйти. Тут стоит только на ветер выйти, как моментально продувает. А тут, в затишке, полное лето. Загораю, нюдю, вожусь по хозяйству путешественника. Тут хорошо, но изменение ветра все равно бы не помешало. Сегодня уж 4-ый день как вдувает с одного направления.
Что то я разграфоманствовался.. на солнышке то сидючи.. )))
+4= 924 км

19/08/2011 • 33-ый день
5-ый день сильного восточного ветра. До Пежострова всего 2,5 км, но не пробиться сейчас. Небо сплошное серое, затянутое тучами. Может и ветер переменится?
К обеду распогодилось, но дует по-прежнему, слишком сильно и прямо в лоб. Поспал, наварил себе чая «в дорогу», еще за водой сходил. Там встретил пару мужиков, которые пришли с Пежострова. Идут на гребном кате, фотографируют тоже.
Ближе к вечеру ветер чуть-чуть притих и я таки перебрался на новый остров ))) Три галса в лавировку и я на Пежострове. Причалил в неплохое место, подходящее для лагеря и вытащив лодку, как обычно пошел гулять вдоль берега. Пару километров туда и пару, соответственно, обратно. На ближайшем к месту моей высадки мысе на обратном пути встретил народ. На 3-х моторках кочуют тут с места на место, отдыхают. Говорят, что на другой стороне острова есть медведь, видели следы, ушли оттуда. Ну старые непонятные следы и тут были на пляжике. Но на всякий случай перебрался к куче народа поближе. Встал лагерем неподалеку, чтобы не мешать.

Посмотрим завтра на ветер. Из губы Чупа я в общем то вышел.
+3= 927 км

20/08/2011 • 34-ый день
Ветер тот же, хотя за островом и потому кажется что послабее. Небо сплошь серое. Мимо под моторами в Кемь пошли два Альбатроса. Ну счастливого пути! Пойду вдоль Пежострова на веслах, а там видно будет.
Вышел только к обеду. Прошел нормально под прикрытием острова 7 км, а потом еще 2 км через заливчик при приличном встречном ветре и сразу появившейся короткой волны. И был вознагражден за усилия возвращением голубого неба, солнышка и возможности идти за мыс Шарапов под парусом. Поставил парус возле чудного местечка с рыбацкой избушкой и бассейнами с дождевой водой. И неплохо пошел в галф до мыса Шарапов и за него, до Сонострова.

На траверзе Сонострова ветер стал тише и ушел в лавировочный угол. Убрал парус и на веслах еще пару километров до заливчика на материке за Соностровом.
Вечером первый раз сделал картошку с покупной сублимированной говядиной… неаа… моя вкуснее была!

+28= 955 км

21/08/2011 • 35-ый день
Забавно. Ветер снова навстречу вдоль берега, хотя и не вдувает так сильно как до этого, а просто ветерок. Но на веслах идти особого желания нет. Пока. Я погодю пока с веслами.
Там вроде просвет за серыми тучами наблюдается. Посмотрим что придет с просветом.
Прогулялся по окрестностям, нашел наконец то чернику. Обрадованный набрал литровую банку, довольно быстро. И теперь у меня все руки в крови убитой черники.
Устроился на плавнике на пляжике и (наконец-то!!!) пустил в дело купленную в устье Варзуги, еще на Терском берегу банку сгущенки. Сходу слопал поллитра черники с половиной банки сгущенки. Желание откушать чернички наконец то удовлетворено… Теперь лежу… Могу только писать… Двигаться лень… На чернику пока смотреть не хочется, сладкого тоже почему то не хочется ))) Вздремнуть что ли… Вздре….ррр..

Лежу, дремлю в палатке, в дреме слышу женские голоса… снится.. снова голоса.. Гм причаливает кто что ли… Высовываю голову из палатки — смотрю на свой заливчик — никого.
Точно глюки уже. Залезаю обратно. Снова четко женские голоса, да что за ***? Вылезаю из палатки, оборачиваюсь на берег… Стайка женщин…
Пришли ягоды собирать неподалеку. Это была женская половина турыстов из Питера (мы с ними потом еще в лесу встретились,поболтали и они ко мне на экскурсию сходили )))
Частная турпредприимчивость. Возят клиентов на катере из Чупы. Бедняг позавчера жутко укачало. Снежана (принимающая сторона) подходила и сказала, что тут вообще то частная территория и промысловая зона, в общем аккуратнее с кострами и прочим. Ну костер я не жгу, горелкой тут удобнее. А насчет остального — ну с ловлей в тоне все понятно, хотя наверняка там есть ограничения в лицензии. А вот что есть договор хотя бы аренды на несколько квадратных километров леса… а уж прибрежная зона вообще по всем законам свободна для высадки. В общем как обычно: чем больше народу, тем больше глупостей.
Как сказала потом Снежана клиентам: «Как мне надоели эти байдарочники!».. Ну, во-первых, вряд ли они тут такими уж косяками ходят. А, во-вторых, чем собственно надоели? Тем что и идут, и все мимо, мимо…??
А места там реально хорошие, красивые. И каменные обрывы и песчаный пляж в бухте, и лес с ягодами и грибами. Так что можно туризм развивать, только гостеприимнее надо быть, светлее, в том числе и к «проходящим мимо».
К ночи ветер стих, но меня пока ночная гребля не прельстила, я после пересечения Кандалакшского залива иду в отдыхательном режиме и спешить мне некуда.

Закончился 4-ый аккумулятор для фотоаппарата, вставил последний, до Кеми должно хватить.

22/08/2011 • 36-ый день
Утро, ветра не чувствуется, собираюсь и иду на веслах. Ага, фиг там… после ночного затишья снова поднимается встречный ветер вдоль берега. Прошел 3 км и решил не заниматься мазохизмом ежели иду в расслабленном режиме. Завернул в заливчик и остановился под прикрытием мыса и скал. Еще с воды на береговом склоне заметил шляпки пары здоровенных подосиновиков. Естесственно прогулялся по эпсилон-окрестности и набрал грибочков. Следствие: костер и грибной день.

Потом сходил вдоль берега вперед порядка километра и набрал воды из речушки. Заоодно подивился капитальности кострового хозяйства у рыбацкой избы неподалеку. Забавно, еще не встречал, чтобы котлы подвешивали на якорные цепи! )))
Вернулся и решил набрать сегодня брусники (тем более что черники на этом месте не видно что то). Набрал ту же литровую банку брусники. И тут же пустил ее в дело со сгущенкой. Ничего получилось, но, пожалуй, черника со сгущенкой все же чуть более интересна.
А на воде сегодня был порядка часа всего. Вечером тоже решил подождать, что утро грядущее покажет. Приливы сейчас, кстати, уже удачны по времени, можно выходить с приливом и вставать на ночь с приливом.
+3= 958 км

23/08/2011 • 37-ый день
Сначала 3 км гребли против ветра и волны. Затем поставил парус: 2 галса в лавировку — 4 км по генеральному курсу, в море далеко уходил на галсе, на 4-5 км. Потом устроил себе переменку: вылез на берег ноги размять. Прошелся вдоль берега: брусники — море, + подосиновик+ подберезовик. Скалы красивые и бассейны с дождевой водой, причем теплые. Жаль невовремя, а то бы искупался в природном джакузи.
И снова лавировка с удалением от берега, но +5 км по генеральному курсу. Дальше под прикрытием мыса Орлова уже на веслах, так быстрее.
Берег неудобный, но мне много места не нужно. Разгрузился, лодку на берег, поставил палатку. Ужин на горелке: картошка с сублимированной говядиной, чай с галетами и пора баиньки. Может завтра ветер одумается? А то сколько можно подряд встречного то?

+16= 974 км

24/08/2011 • 38-ый день
Утро тишайшее, небо голубое. Как обычно прогулялся по берегу с фотоаппаратом. Набожные тут люди жили, и старых крестов много, да и «новопонатыканный» тоже стоит. В избушке в углу саморезная доска»Боже спаси и сохрани…»

Спугнул с отмели в море пару тюленей. Наверное тюленей. Не зоолог я, к сожалению, ограничены мои познания. На самом деле надо будет покопаться в этом направлении.
Надо собираться.
6 км в лавировку в губе Гридина, остальное на веслах. У мыса Пурнаволок чуток пофотал какой то заброшенный объект. На карте — как бараки. Что это было — не понял.

А вообще какой то День Сникерсов получился. Сначала позавтракал, чтобы не задерживаться сникерсом запив холодным чаем, подумал и добавил второй. Чтобы первому не скучно было. И потом у мыса корбей, когда ставил парус, тоже перекусил сникерсом, а подумав слопал и второй. Потом часа через два лавировки, а это процесс весьма нудный достал еще сникерс из нагрудного НЗ и тоже медленно его прикончил. Фантик кинул в лодку, но ветер и тут решил повредничать. Подхватил и унес в воду. В общем ежели кто встретит в губе Гридина лишний фантик от сникерса — сильно на меня не серчайте. Не виноватый я! Это все злой ветер!
Остановился на островке Зеленая Луда. Растительности — один куст. Но остров действительно зеленый, тундра.
+22= 996 км

25/08/2011 • 39-ый день
Ночью дождик пару раз накрапывал. А утро чудесное, небо голубое, солнышко. И, о чудо! Кажется ветер сменился со встречного на ветер попутных курсов. Быстро, быстро на воду!
Завтракаю, да, сникерсом и холодным чаем, собираюсь и в путь!
10 часов в лодке с одним 5-минутным перерывом, когда я вылез на остров размяться и пофотографировать. Впервые после Летнего берега снова видел белух.
Ветер — бакштаг, галфвинд. По силе разный в течение дня. Викинг шел от 3х до 10 км/ч.
Остановился в избушке на мысе Каменный. Избушка в плохом состоянии, но переночевать можно. С другой стороны мыса тоже хорошее место, народ останавливается, даже баньку делали. (хорошее, правда, только по меркам эпсилон окрестности))).
Очень красивый закат сегодня. Не каждый день.

+45= 1041 км

26/08/2011 • 40-ый день
Красивый рассвет. Ветерок был с рассветного утра бейд на галф, а затем ушел в лавировочный угол. Надо перекусить, на газу это быстро, грузиться и в путь. Осталось совсем немного, надо идти потихоньку.
Тяжело шлось: бейдевинд с короткой хлюпающей волной. Осмотрел на камнях выброшенный морем траулер. Остановился на острове после губы Воньга

Забавно: в течение суток нашел второй целый метеобуй. До этого я еще с Зимнего берега, где нашел первое донышко с непонятной фиговиной, которая по идее должна была быть источником электропитания любопытствовал, а как оно целое то выглядит? Один разобрал и оставил в избе на мысе Каменный, второй — на берегу, где и нашел. Правда в этих вместо непонятных фиговин — по три батарейки Энерджайзер! )))
Задолбали лодочные моторы. Вжжж… вжж… Приблизился к цивилизации, черт побери… Тут проверят одну сетку, загудели ко второй. Не люблю механический шум на природе — вызывает диссонанс и отторжение.
Живности в море побольше, тюлени немного, но встречаются где острова и заливчики. В море при ровно береге — значительно реже. Но все равно мало их и пугливые они слишком, хотя иногда и любопытные, но исключительно издаля и лучше за кормой лодки. Даже моей бесшумной лодки шугаются, бедняги. Впрочем я сейчас не фотоохотой занимаюсь, так что не хотят позировать — не надо! )))
Кстати, шел на уже легкой лодке, при съеденном грузе, без балласта. Впрочем у меня опрокидывающий момент компенсируется установкой паруса под некоторым углом атаки в горизонтальной плоскости на наклонной мачте.
+26= 1067 км

27/08/2011 • 41-ый день
Заклеил утром дыру. Штатив, лежавший на дне при встрече с каким то камнем решил изобразить из себя молоток на наковальне. А зачем мне лишняя соленая водичка в лодке? Неее.. лишнего мне не надо. Причем вовремя проснулся и заклеил. Только закончил обряд ползания под лодкой, как закрапал-забарабанил дождик. Несильный, правда. Так что размеренному завтраку и сборам (внутри палатки) не помешает. Да и идти под дождем — на самом деле привычное занятие. В конце концов когда и ты и лодка все мокрые (снаружи!), то еще и от пресной водички в разбавление морской хуже не будет.
GPS выбрал энергию пары батареек. (До этого была пара аккумуляторов, которые я подзаряжал вдоль Летнего берега. Во время «сидения на ручье» зарядка сдохла, всего лишь от того что я спросонья наоборот засунул аккумулятор). А что батарейки закончились — так я их можно сказать специально не экономил — меньше назад везти )) У меня еще запас из пары батареек и двух пар аккумуляторов. При экономной работе еще на пару месяцев в море бы хватило 😉
До Кеми — 50 км по прямой. Но это как с ветром сложится. Благоприятными ветрами Карелия меня не разбаловала однако )))
Пробежал 50+ км при хорошем ветре, до Кеми по реке — 6 км. Остановился уже за Рабочеостровском на мысе Ташкатур. Народ кругом бродит, вброд рыбу ловит. Кругом битое стекло, Отвык я.. от «цивилизации»… )))

+55= 1122 км

28/08/2011 • 42-ый день
Бело море прощалось со мной полным штилем и солнцем. До этого в прошлом и позапрошлом годах я собирался под дождиком, губа Чупа слезами прощалась. Сегодня же море решило улыбнуться и сделать подарок — в штиль (вместо вчерашнего встречного, если подниматься по реке) — было легко идти вверх по устью реки Кемь.
Штиль был второй раз за 42 дня, 1ый раз ночью в Восточной Соловецкой Салме, на третий день путешествия, больше не помню.

Сборы. 3 км с огромным рюкзаком, обвешанный вещами со всех сторон — прогулка по главной улице города Кемь и я на вокзале. Билет, 8 часов до поезда. Ничего…подождем-с..
А Кемь — городишко симпатишный, судя по одной виденной улице )))) Неспешный, девушки одеты по-летнему..))) И народ по-простому… вон по улице мужик в одних трусах и шлепанцах под ручку с дамой — и здесь лето, однако.
Купил в Кеми вафли «Апельсинные» и, с удивлением, подсчитал, что оказывается эта штука практически без «воды». Белки 3,2 жиры 34,5 углеводы 59,5. Итого 97,2% — более чем неплохо. Энергоценность 554. То есть можно использовать в походах. Только вот хранить увы: t до 18 град Цельсия и влажность до 70%. Нет в жизни совершенства!